rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 
Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


Форменное обмундирование авиационных частей Российской армии 1914-1917 годы.

 

  Развитие военной авиации в России начинается с 1910 г., когда Военное министерство, заинтересованное новыми видами вооружения, стало приобретать самолеты и готовить летные кадры.  До 1914 г., когда авиация практически выделилась в самостоятельный род войск (правда, находившийся еще в подчинении у Главного инженерного управления), было сформировано около сорока авиационных частей

 

 

 

 

 

  По мобилизационному плану при начале военных действий в армии должно былонаходиться 234 летчика и столько же аэропланов. Однако, судя по рапортам командиров частей, к началу войны в строю находилось всего 213 пилотов и машин. По мнению же известного военного летчика В.М.Ткачева, эти данные также завышены — число пилотов едва достигало 200.

 

  Первые военные летчики — в основном офицеры — носили обмундирование тех родов и частей войск, из которых были направлены на обучение летному делу. Преимущественно это были артиллеристы и военные инженеры, так как в специальных военных училищах они получали более обширные знания по технике и точным наукам, чем в пехотных или кавалерийских. Ближе к 1914 г. процент представителей других родов войск (в том числе и из Гвардии) среди военных летчиков заметно возрос.

 

 

 

 ... в то время авиация формально не представляла из себя ничего самостоятельного. Офицеры-летчики, служившие в авиации, числились в списках своих прежних войсковых частей и могли носить по желанию как авиационную форму, так и форму своих коренных родов войск...,— вспоминает В.М.Ткачев в своих мемуарах Крылья Родины.

 

 

  Специальное же обмундирование для полетов (точнее — специальная одежда) приобреталось в основном за рубежом, у разных поставщиков, что, конечно, не обеспечивало необходимого единообразия. Особая униформа для военной авиации была введена только 3 января 1914 г. приказом по военному ведомству №4. Согласно этому документу офицерам (летчикам и наземному персоналу) при парадной форме полагались следующие предметы одежды и снаряжения:

 

 

фуражка — тулья из черного сукна, околыш из черного бархата, выпушки по верхнему кругу тульи и по краям околыша — красные, подбородный ремешок и козырек из черной лакированной кожи;

 

мундир — из черного сукна, покроя виц-мундира гвардейской тяжелой кавалерии: однобортный, на 8 пуговиц, стоячий воротник с закругленными углами и прямые обшлага из черного бархата, красная выпушка по борту, вокруг воротника, по краям обшлагов и карманных клапанов; пуговицы инженерного образца — серебряные с изображением государственного герба и перекрещенных топоров; эполеты также инженерные — серебряные, с красным полем и подбоем; погоны серебряного галуна с красными просветами и выпушками;

 

шаровары — укороченные или навыпуск, из черного сукна, с красными выпушками в боковых швах;

 

пальто — общеармейского образца с отличиями инженерных войск — чернымибархатными петлицами с красной выпушкой и такой же выпушкой вокруг самого воротника; пуговицы, как на мундире;

 

обувь — черные кожаные укороченные сапоги и краги, заменяющие принятые в других родах войск длинные сапоги;

 

оружие — сабля и кортик флотского образца,  с обоюдоострым ,вместочетырехгранного, клинком;

 

снаряжение — поясная портупея, покрытая черным муаром; шарф и револьверный шнур общеармейского образца; темляк кавалерийского образца.

 

Летняя парадная форма (в приказе не оговоренная) по аналогии с принятой по всей армии могла состоять из защитного цвета фуражки, кителя и укороченных шароваров; фуражка и шаровары могли быть и цветными (это также предположение). Отличие такой формы от повседневной общеармейской заключалось лишь в наличии орденов, шарфа и револьверного шнура.

 

При служебной форме: синий китель флотского образца (допускался и защитный общеармейский китель), цветная или защитная фуражки, черные или защитные шаровары, короткие сапоги и краги.

 

Для полетов и службы на аэродромах выдавалось специальное добавочное обмундирование:

 

шлем — коричневой кожи, на пробковой основе, с кокардой, как на фуражке, и авиационным знаком оксидированного серебра — двуглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах пропеллер и меч;

 

складная шапка — пилотка, из черного сукна, с черными бархатными клапанами, красные выпушки по швам, кокарда, как на фуражке, тулья крестообразно обшита узким серебряным галуном с двумя тонкими красными просветами;

 

куртка кожаная — черного цвета с черным бархатным отложным воротником, окантованным красной выпушкой, пуговицы, как на мундире.

 

куртка суконная — черного цвета, воротник и обшлага из черного бархата с красной выпушкой;

 

шаровары кожаные — черного цвета, предназначенные для ношения поверх обычных суконных;

 

перчатки — черной кожи, с крагами.

 

  


  



   Кожаное обмундирование было предназначено для ношения в основном в холодное время. Выдавалось оно не по числу летчиков, а по числу аппаратов. Суконная куртка должна была надеваться для полетов в теплое время, но могла и носиться при повседневной служебной форме, наравне с кителем. Под куртки можно было надевать флотские жилеты — черный или белый. Рядовым и унтер-офицерам) полагались для повседневного ношения следующие предметы:

 

фуражка — защитного цвета, в мирное время имевшая красную окантовку по верхнему кругу тульи и краям околыша;

 

складная шапка — пилотка, черного сукна с красными выпушками по швам тульи и краям клапанов — для ношения при службе на аэродромах;

 

папаха — общеармейского образца, из серого искусственного барашка, колпак защитного цвета, в мирное время крестообразно обшивался красным шнуром;

 

рубаха защитная — суконная и хлопчатобумажная (гимнастерка) общеармейского образца, с красными погонами;

 

рубаха синяя — суконная, с застежкой на крючки, в мирное время обшивалась красным сутажным шнуром вокруг воротника, по борту и обшлагам, при этом по середине груди пришивалось 5 оловянных пуговиц инженерного образца большого размера, погоны, как на защитной рубахе, — для ношения при службе на аэродромах;

 

шаровары — темно-зеленого (практически черного цвета), в мирное время обшивались красным сутажным шнуром по боковым швам;

 

шинель — общеармейского образца с черными суконными петлицами и красной  выпушкой вокруг воротника и самих петлиц;

 

обувь — черные кожаные сапоги общеармейского образца;

 

оружие — винтовка драгунского образца и нож специального образца;

 

снаряжение — кавалерийского типа: поясной ремень с одношпеньковой пряжкой, две патронных сумки с плечевым ремнем, лопасть для ножа; судя по фотографиям, могли носиться также и поясные ремни с инженерной бляхой белого металла, на которой был выштампован государственный герб с перекрещенными топорами.

 

Нижние чины, получившие в ходе войны специальную летную подготовку, в полетах надевали то же обмундирование, что и летчики-офицеры, но с черными суконными воротниками на куртках и без авиационного знака на шлеме.

 

 

Все приведенные  сведения, разумеется, позволяют представить внешний облик военных летчиков только на короткий мирный периоде января по август 1914 г. В ходе же военных действий случаи отступления от предписанной форменной одежды в авиации, поначалу редкие, постепенно стали  нормой, чем исключением. Наиболее характерным вариантом авиационной моды являлось, несомненно, повседневное ношение кожаного обмундирования и пилоток, в то время как следовало надевать эти предметы только при полетах  и работе на аэродромах. Характерно, что придерживались этого стиля не толькосами летчики, но и наземный персонал, коему подобная одежда и вовсе не была положена.

 

 

 

 

 

 

 




  В подтверждение  приведем выдержки из гневного циркуляра великого князя Александра Михайловича, датированного 21 ноября 1915 г.: Замечено, что многие из чинов авиационных отрядов и авиационных и воздухоплавательных рот носят крайне разнообразные и совершенно произвольные части обмундирования и головные уборы, причем появляются в них не только в городах своего расположения, но даже и в столицах, позволяя себе посещать, например, в кожаных куртках Императорские театры.

 

  Хотя, бесспорно, условия военного времени и могут в некоторых случаях служить извиняющим обстоятельством таких нарушений формы, но по наблюдениям за истекший период войны нельзя не признать, что отступления эти сделались массовым явлением и причины их в большинстве никаких извинений не заслуживают. ...

 

  




 




 




 



  В разъяснении считаю необходимым указать на более частые отступления от формы одежды:

 

1. Носят черные фуражки и складные авиационные шапки, но первые в военное время заменены для всех фуражками защитного цвета, а вторые могут надеваться только на работе: при полетах, при аппаратах, на аэродромах и при сходе с аппаратов после и между полетами.

 

2. Черные кожаные куртки являются предметами также только рабочей, а не повседневной одежды и не могут быть заменяемы куртками произвольного вида, напр. мехом наружу.

 

3. В качестве обуви установлены высокие сапоги или низкие с кожаными крагами; между тем летчики позволяют себе носить туфли, желтые штиблеты, башмаки со шнуровкой и высокие чулки, обертывают ноги вместо краг черной, серой и желтой тесьмой и т. под.

 

4. Появляясь в публичных местах, одевают предметы формы мирного времени...

 

                                                         (ЦГВИА, ф.2008,оп.1,д.163,л.159 и об.).

 

   В апреле 1916 г. было сформировано Управление Военно-Воздушного Флота, сокращенно УВОФЛОТ. Во главе управления был поставлен Заведующий Авиацией и Воздухоплаванием в действующей армии генерал-адъютант великий князь Александр Михайлович. Приказом по военному ведомству N9 572 в октябре 1916 г. для УВОФЛОТ была введена униформа, во всем подобная авиационной, за исключением:

 

— воротник и обшлага на офицерском парадном мундире по образцу прочих главных управлений — то есть красные с серебряными шитыми бортом и петлицами;

 

— подбой на эполетах белый;

 

— шаровары серо-голубого цвета с алыми выпушками (у чиновников без выпушек);

 

— погоны нижних чинов — красные с белой выпушкой;

 

— обмундирование для нижних чинов походное защитного цвета, но при нем может

 

носиться пилотка с черными плисовыми отворотами.

 

Помимо защитного общеармейского обмундирования, офицеры и чиновники могли

 

носить, по усмотрению, синий китель и краги. Во время инспекций на фронте и при приемке аэропланов разрешалось надевать специальную полетную одежду.

 

Так как авиация в русской армии создавалась на базе воздухоплавательных частей инженерных войск (занимавшихся, в основном, эксплуатацией аэростатов), то и первое учебное заведение для подготовки военных летчиков было создано при Офицерской Воздухоплавательной школе, реорганизованной в ходе военной реформы 1910 г. из Учебного Воздухоплавательного парка. Авиационное отделение школ, рассчитанное на 20 летчиков, дислоцировалось в Гатчине, под Петербургом, где имелось два аэродрома.

 

19 июля 1914 г. отделение было расширено до самостоятельной школы, получившей название Гатчинской военно-авиационной. До 1914 г. служащие в постоянном составе Офицерской Воздухоплавательной школы носили форму тех родов и частей войск, откуда они были откомандированы. 4 мая 1914 г. приказом по военному ведомству №168 для постоянного состава школы, а соответственно, и ее авиационному отделению была введена особая униформа по образцу специальных школ в других родах войск. Парадное обмундирование , правда, не можем поручиться, что его успели изготовить до начала войны, согласно приказу составляли следующие предметы:

 

кивер — гвардейского образца, для офицеров — из сукна цвета морской волны, с черным бархатным околышем с красными выпушками и посеребренным инженерным гербом, султан из белых перьев; для нижних чинов — сукно черное, околыш плисовый, герб из белой жести, короткий султан в виде кисти из шерстяных нитей белого цвета;

 

мундир — гвардейский, лацканного покроя, для офицеров цвета морской волны, для нижних чинов из черного; воротник, обшлага и настежной лацкан черного цвета, для офицеров из бархата, для нижних чинов из плиса, с красными выпушками; по верхнему краю обшлагов выпушка голубая, клапаны обшлагов красные; на воротнике и клапанах обшлагов у офицеров серебряное шитье в виде стилизованного крыла и Гренады, у нижних чинов петлицы из белой учебной тесьмы; подкладка мундира черная; эполеты и погоны, как в авиачастях, но у нижних чинов обшиты белой учебной тесьмой;

 

оружие — по образцу инженерных войск, но с добавлением авиационного кортика.

 

Шаровары, обувь, шинели, пальто — как в авиационных частях.

 

На защитной форме у офицеров красная выпушка по нижнему краю воротника и голубая по верху обшлагов, у нижних чинов те же отличия, но из тесьмы.

 

После отделения авиашколы от воздухоплавательной был установлен и измененный вариант униформы — мундирное сукно черного цвета и бирюзовые выпушки по верху обшлагов (Приказ по военному ведомству № 612 от 17 сентября 1914 г.).

 

Другие же авиационные военно-учебные заведения :Севастопольская военно-авиационная школа, курсы при Институте инженеров путей сообщения, школы и клубы при многочисленных аэроклубах не имели определенной формы одежды. Судя по всему, до 1914 г. постоянный состав и слушатели носили униформу своих родов и частей войск, а затем — ту, что была установлена для авиационных частей.

 

 Введение особой униформы, заметно отличающейся от принятой в других родах войск, являлось признанием самостоятельного значения военной авиации, ее особой роли в надвигающейся войне. Это обмундирование соединило в себе атрибуты инженерных войск, на базе которых формировались авиационные части, и элементы флотской одежды — в знак почетного права называться флотом пятого, воздушного, океана. Первый вариант обмундирования был вполне удачен и в ходе войны практически не менялся.

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS