rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 

Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


В бою и на экране.

    Публикуемая ниже статья увидела свет в журнале "Техника Молодежи" №12 в далеком 1975 году. Несмотря на пролетевшие годы она актуальна и сегодня. На мой  взгляд, обычного зрителя эта статья о чести и достоинстве кинематографиста, взявшегося снимать, так называемое "историческое кино".  Под стеклом, в рамочке она должна стоять на рабочем столе, у каждого, кто сегодня кормит нас шелухой из "Цитаделей", "9рот" и прочее.  Читайте и анализируйте.


Павел Липатов.

  Уже три десятилетия отделяют нас от победного сорок пятого. Но чем дальше уходит то суровое и героиче­ское время, тем обостреннее инте­рес к нему, желание знать о нем больше и полнее. Каждый год на экране появляются новые фильмы, посвященные Вели­кой Отечественной войне. Редкая лента обходится без показа на эк­ране боевой техники и вооружения. Оружие становится важным вырази­тельным средством драматургиче­ского действия.

   В первые послевоенные годы на наших киностудиях было немало трофейной техники и вооружения. Вооруженные Силы обеспечивали киносъемки отечественным ору­жием. И потому в батальных фильмах выпуска 40-х — начала 50-х годов с исторической достоверностью тех­ники все было в порядке.

  Шло время, и старые танки, пушки, автомобили иностранных марок по­степенно ветшали, выходили из строя, отправляясь в металлолом. Порой в переплавку шли еще при­годные для съемок машины.

На вооружение наших сухопутных войск, авиации и флота принимались новые образцы боевой техники.

Спустя пятнадцать лет после вой­ны от огнедышащих армад, сталки­вавшихся когда-то на земле, в не­бесах и на море, осталось немногое. Некоторые машины сохранились в считанных экземплярах, да и то в музеях и на пьедесталах боевой славы. И если советской военной техники кинематографу еще хватало, то недостаток иностранных образцов пытались восполнить самыми раз­личными — и не всегда лучшими — способами. В фильмах появлялись кое-как об­шитые фанерой танки, размалеван­ные невероятным камуфляжем, с огромными крестами, нарисованны­ми часто совсем не на том месте. Считалось, что крест на тридцать­четверке сразу превращал ее во вражеский танк. Нечто подобное происходило и с авиационной техни­кой. На тренировочном Як-18 рисо­вали звезду и выдавали его за ист­ребитель времен войны. Крест и свастика превращали мирную маши­ну во вражеский истребитель. Но сама природа кинематографа требует максимальной достоверно­сти во всем, тем более что фильм смотрели сами свидетели изображен­ных событий.

Во многих случаях спасала поло­жение «всесильная» комбинированная съемка. Макеты военной техники и кораблей выглядели на экране не хуже настоящих. Но никакая мало­размерная копия не заменит под­линника, если необходимо ввести технику в актерскую сцену.

В начале 60-х годов в нашем кино стали использовать крупноразмерные макеты-копии самолетов и танков. В них применялись детали и элемен­ты отслуживших свой срок машин. Одна из первых удачных работ та­кого рода — знаменитые истребите­ли И-16, с большой точностью пере­деланные из тренировочных Як-11. Зрители видели эти машины в филь­ме «Балтийское небо». Впечатление подлинности производил и сделанный из дерева и деталей от три­дцатьчетверки танк «тигр» в филь­ме «Дикий мед». Потом не менее тщательно построили Т-26 для кар­тины «Офицеры». Лишь вблизи об­наруживалось, что броня танка фанерная, а траки гусениц отпрессова­ны из винипласта. Тем не менее, даже хорошо испол­ненные макеты не удовлетворяли создателей фильмов.

С немалыми трудностями достава­ли кинематографисты чудом уцелев­шие немецкие танки и, кое-как пу­ская их в ход, добавляли еще одну краску в правдивое и достоверное изображение войны. Эти танки ста­новились на экране не только точ­ной «матчастью», но и образом ги­гантской военной машины, сокру­шенной советским солдатом.

Вспомним сцены из фильма «У твоего порога», бесславные до­роги бегства захватчиков в «Конце «Сатурна». Настоящие трофейные танки и бронемашины стояли в кадре в сочетании с макетами и силуэтами, что вкупе создавало впечатляющий «пейзаж после битвы».

Единственный в стране Музей истории авиации в Монине под Москвой неоднократно вы­ручал кинематографистов. И хотя экспонаты не могли больше подни­маться в воздух, они оказались не­заменимыми для съемок многих «авиационных» эпизодов в фильмах «Свет далекой звезды», «Вызываем огонь на себя», «Хроника пикирую­щего бомбардировщика», «Осво­бождение», «Случай с Полыниным» и «Небо со мной».

Очень помогает кинематографи­стам ветеран Гражданского воздуш­ного флота — работяга Ли-2. Во многих фильмах появлялся этот са­молет, изображая и себя самого, и американскую «Дакоту-С-47», и не­мецкий транспортник «Юнкерс-Ю- 52/ЗМ» — для этого на носу маши­ны монтировался третий «мотор», а остальное довершала раскраска. А для фильма «Места тут тихие» («Торпедоносцы») носовую часть самолета заменили специально сде­ланным фонарем ильюшинского бомбардировщика - торпедоносца ДБ-ЗФ, достигнув большого сход­ства с прототипом

Во многих зарубежных журналах, предназначенных и для моделистов и для специалистов, регулярно пуб­ликуются раскраски различных ти­пов боевых машин, преимущественно самолетов, всех эпох — по модификациям и воинским частям, вплоть до отдельных знаменитых машин У нас же подобных данных порою нет, либо -их приводят усредненно. Отсюда и трудности в документаль­но точном изображении в кино не­которых исторических самолетов, танков, кораблей. Порой камуфляж и геральдика военной техники на экра­не представляют собой нечто фан­тастическое и, разумеется, недосто­верное.

У нас до сих пор снимают в каче­стве «Лавочкиных» и «фокке-вульфов» Як-18, чехословацкий «Тренер» изображает «мессершмитты» и «яковлевы». Пассажирская двухкилевая «морава» на экране предстает то грозным пикировщиком Пе-2, то тяжелым истребителем Ме-110. Вме­сто прославленных «небесных тихо­ходов» По-2 на съемках летают анто­новские бипланы.

Между тем в нашей стране есть пример реконструкции исторических машин Авиамоделисты Ленинград­ского авиаспортклуба ДОСААФ во главе с мировым рекордсменом Е. Мелентьевым по старым черте­жам и фото построили «фарман» образца 1910 года для съемок филь­ма «Воздухоплаватель».  Аэроплан, оснащенный вместо мотора «Гном» 1907 года,  двигателем гоночного мо­тоцикла, получился вдвое легче про­тотипа, гораздо надежнее в полете, и лишь черепашья скорость уравни­вала его с древним самолетом. Сей­час этот «фарман» передан в Монинский авиамузей, но «кинобиогра­фия» его будет продолжена.

  Иногда современные машины по­хожи на те, что участвовали в войне. Як-12 внешне напоминает немецкий легкий самолет «физелер-шторх», а четырехмоторный Ту-4 почти ничем не отличается по виду от «летаю­щей сверхкрепости» В-29. Но когда за самолет времен войны пытаются выдать реактивную машину — ре­зультат сомнителен. Внешние доработки, сделанные для киносъемок, могут серьезно отра­жаться на аэродинамике самолета (грубая окраске, например, съеда­ет до 20% скорости), на его управ­ляемости, наконец, на безопасности полета. «Земные» машины менее капризны в этом отношении и под­даются переделке в самых широ­ких пределах.
  Многие зрители, даже фронтови­ки, принимали снимавшиеся в кино­эпопее «Освобождение» «тигры» за настоящие, но это была имитация. По заказу «Мосфильма» декорирова­ли около дюжины средних танков Т-44. На башню Т-44 крепилась не­уклюжая цилиндрическая башня «тигра», орудие оснащали громозд­кой маской и дульным тормозом (см. верхний левый рисунок на 4-й стр. обложки журнала: зеленым вы­делены привнесенные элементы кон­струкции). На съемках случалось, что массивные литые набалдашники срывало холостым выстрелом и уно­сило метров на восемьдесят. Не удалось только полностью до­биться сходства с характерной ходо­вой частью «тигра». Если пренебречь различием в шасси, во всем осталь­ном кинематографические «тигры» — образец реконструкции старой техники в соответствии с требованиями современного кино.

Задекорированные под немецкие средние танки Т-1V тридцатьчет­верки смотрелись менее удачно. Причиной тому, прежде всего завы­шенный силуэт башни и машины в целом и, конечно же, ходовая часть (см. верхний правый рисунок на 4-й стр. обложки). Иногда ее маскиро­вал навесной экран.

Но мало закрыть танк фальшброней. Ведь машину, даже декориро­ванную, ведет настоящий водитель. Важно предоставить ему элементарные удобства, дать хороший обзор. К тому же должен быть доступ к главнейшим агрегатам

  Грандиозную танковую битву на Курской дуге советские воины вы­играли на танках Т-34-76 и «Клим Ворошилов». Сейчас этих славных машин остались единицы. В распоряжении кинематографистов есть лишь Т-34-85, появившиеся на фрон­те только в начале 1944 года. И если теперь требуется показать танки ран­них выпусков, башни с 85-мм ору­дием заменяют бутафорскими с ма­кетом 76-мм пушки. На базе ИС-2 делают подобие КВ. Но бывает и так, что на экране появляются вопреки исторической правде Т-54 и Т-55, от­блескивающие своими полусфериче­скими башнями, а вместо КВ в ата­ку идут на экране ИС-3...

   Бронетранспортеры тоже широко используются для съемок. БТР-152 и БТР-40 изображают немецкие машиы типов 251 и 231 (хотя у тех было полугусеничное шасси с шахматным расположением катков) и американ­ские М2 и МЗ. Кстати, модифициро­ванная спецмашина 251 до недавне­го времени состояла на вооружении чехословацкой армии под наимено­ванием ОТ-8Ю. Ее неоднократно снимали в кино, в частности, в со­ветско-чехословацком фильме «Со­колово».

    Автомобилей военного времени осталось немного. Кое-какие грузо­вики еще применяются в народном хозяйстве, но большинство уцелев­ших машин перешло в ведение ки­ностудий. А по ходу съемок автома­шины нередко жгут, ломают, давят танками. Жертвы во имя искусства оправдать можно, но потери автомо­билей, особенно иностранных, увы, невосполнимы. Поэтому чаще всего кинематогра­фистам остается надеяться, что зри­тели примут перекрашенные в мы­шиный цвет МАЗы и «Уралы» с не­мецкими эмблемами и номерными  знаками за «бюссинги» и «даймлеры» Большого сходства современ­ной автомашины с исторической до­биваются редко. Но в советско-юго­славском фильме «Единственная до­рога» автоцистерны минского заво­да выглядят натуральными бензово­зами «мерседес-дизель», а в некото­рых других фильмах можно видеть неплохую имитацию «опель-блитца» на базе уральской трехтонки. Благополучнее обстоит дело с лег­ковыми автомобилями: их немало у индивидуальных владельцев. Авто­любители содержат машины в хоро­шем состоянии и довольно охотно предоставляют их для съемок. Но практически нет немецких мотоциклов, и поэтому под БМВ, ДКВ, «цундапы» декорируют — окраской, номерными знаками, установкой пу­лемета МГ-34 — заслуженные совет­ские машины М-72.

  Не хватает кинематографистам и трофейных орудий. Поэтому в кино нередко можно видеть советские пушки с «немецкими» расчетами. Не всякое «игровое» орудие спо­собно выдержать даже ослаблен­ный заряд холостого выстрела. По­этому стреляют в кино чаще всего с помощью пиротехнических патро­нов. Но маломощные заряды не от­катывают ствол назад, не подбрасы­вают орудие при выстреле. Иллюзии боевого выстрела можно добиться, залив в гаубичный ствол ведро воды, но так способны «стре­лять» орудия калибром выше 122 м.

  Арсеналы киностудий располагают богатым выбором стрелкового ору­жия разных стран и эпох. Но если не удается вооружить статистов нуж­ным количеством старых образцов, тогда на экране во «фронтовой об­становке» появляются автоматы Калашникова или зенитные установки крупнокалиберных пулеметов Влади­мирова. Эти установки напоминают бывшие на вооружении вермахта «эрликоны», но со счетверенными «максимами» общего у них мало­вато.

  Сложности возникают не только при съемках наземной и воздушной техники, но и военно-морской. В кино снимают в основном кораб­ли послевоенной постройки, лишь отдаленно схожие с пущенными на слом стальными ветеранами. Обстановку военных лет можно достоверно воссоздать на палубе и в интерьерах современного корабля. Крупные суда достаточно многоли­ки и вполне подходят для таких целей. Значительно труднее пока­зать целиком старую подлодку или торпедный катер. Но в фильме «Командир счастливой «щуки» после­военные лодки с успехом изобража­ли корабли военного времени.

   Есть у нашего кино уникальный арсенал. Официально он называется «Военно-техническая кинобаза кино­студии «Мосфильм». База обеспечи­вает военной техникой устаревших образцов съемки военно-патриотических и историко-революционных фильмов. Начиналась она с четырех три­дцатьчетверок Сейчас база распо­лагает несколькими десятками Т-34, уже упоминавшимися имитациями Т-1У, «тигров» и «пантер», тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3, самоходно-артиллерийскими установками ИСУ-152 и СУ-100. Есть и бронетранспортеры, тягачи, артиллерийские орудия, ми­нометы, автомобили, броневики, «катюши», техника связи и инженер­ная техника. Сохранен даже броне­поезд. К услугам базы прибегают почти все студии страны и неред­ко зарубежные, ставящие фильмы о войне совместно с советскими ки­нематографистами.

 Вполне оправданно внимание кине­матографистов к достоверному изо­бражению советской техники вре­мен войны. Но стоит ли ломать ко­пья, достигая того же в отношении вражеских боевых машин? Стоит! Небрежение к показу тех­нического оснащения врага способ­но лишь принизить значение подви­га советских воинов, победивших сильного, опытного и прекрасно во­оруженного противника. Изобразительная достоверность военного фильма неотъемлема от его исторической достоверности. Историческая точность фильма о героическом прошлом — насущная потребность.
rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS