rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 
Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


Баязет.

Владилен Арсеньев, Николай Стамбула, Андрей Черных

Баязет.

   Одним из заметных событий на отечественном телевидении стал показ в октябре 2003 г. каналом «Россия» сериала «Баязет». Действие сериала основывается на одноименном романе В.С.Пикуля, повествующего об одном из эпизодов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Этот 12-серийный фильм по мнению создателей, вероятно, был призван показать силу русского характера на фоне великих исторических событий.  Съемки проходили на территории России и Сирии. В работе съемочной группы, наряду с традиционными,  использовались новейшие технологии компьютерной графики. Привлечение к работе в фильме известных актеров и активная рекламная кампания неизбежно должны были привести создателей сериала к профессиональному и коммерческому успеху.

  Однако в результате вместо серьезной и интересной исторической картины, на которую мог рассчитывать зритель, получилось очередная историко-героическая халтура с колоссальным количеством фактических ошибок. Очень жаль, что в худших традициях нашего времени создатели фильма не удосужились хотя бы бегло ознакомиться с музейными экспонатами или соответствующей военно-исторической литературой, благодаря чему смогли бы избежать многих неточностей. В целом ни содержание фильма, ни игра актеров, ни историческая достоверность не могут претендовать даже на удовлетворительный уровень. Ниже публикуется описание ошибок и неточностей, выявленных при беглом просмотре сериала.

Действующие лица

Повторяя текст романа B.C.Пикуля, часть героев сериала по необъяснимой причине носит подлинные исторические имена, часть - вымышленные; аналогичная ситуация и с  их биографиями. Непонятно, почему подполковник Пацевич мог остаться при своей фамилии, а подполковник Ковалевский должен был поменять фамилию на  Хвощинского (и оба почему-то стали полковниками)? То же можно сказать о должностях и чинах иных действующих лиц, а также и о наименованиях воинских частей, в которых они служили. Прежде всего, вымышленным персонажем является главный герой - поручик Карабанов, хотя бы потому, что поручиков в казачьих войсках не было! Пусть  даже Карабанов служил в элитном Кавалергардском полку, а не в «лейб-гвардии Кавалергардском Его Величества», как в романе и в фильме (Кавалергардский полк был единственным в русской гвардии, не имевшим такой приставки к названию), тем не менее, при переводе в казачьи войска поручик неизбежно должен был получить соответствующий, согласно «Табели о рангах», чин сотника. Создатели сериала не поняли, что термин «сотник», встречающийся и на страницах романа, и в фильме, означает не только должность командира сотни, но и казачий чин.

ьПодобный казус произошел и с доктором Сивицким. Его, наоборот, из коллежских советников совершенно незаконно произвели в капитаны, хотя военные медики всегда имели гражданские чины.

 Изучение документов и воспоминаний участников событий показывает, что не имеют реальных прототипов  майор Потресов (не могли назначить штаб-офицера командовать взводом из 2 легких пушек) и прапорщик Клюгенау. Последний присвоил себе странный титул «инженера-фортификатора», притом что никаких инженерных подразделений в составе гарнизона не было. Интересно, что хотя Клюгенау называют прапорщиком, на его погонах знаки различия поручика.

 Но вернемся к главному герою. Карабанов  в фильме творит что хочет: имея запись в «личном деле» (которых в это время не существовало)  о том, что совершил поступок, недостойный звания офицера, продолжает служить; постоянно хамит своим начальникам; уверенно называет кавказскую шашку - гусарской саблей, а знамя - флагом; ухитряется несколько раз подряд выстрелить из однозарядной винтовки и т.д. С военной формой он обращается очень вольно: постоянно ходит расстегнутым,  никогда не надевает форменный галстук, а о нижнем белье вспоминает изредка. Зритель все время видит его в фуражке и никогда в папахе, хотя для него, как офицера Кубанского казачьего войска, она являлась обязательным строевым головным убором.  Хотя его форма пошита достаточно правильно, периодически он появляется в непонятном мундире, призванном изображать кавалергардский  виц-мундир, но почему-то с красным воротником. Если к этому добавить беспробудное пьянство, мордобой и крики перед строем: «Ты что, в штрафную захотел?» (штрафные роты появились только в XX в.), «Я вас научу Родину любить!» и т.п. - становится ясно, что это не  офицер русской императорской армии, а «дембель» конца 1980-х гг. Во всяком  случае, пажеского воспитания и кавалергардских манер абсолютно не заметно, да и табуреткой он дерется лучше, чем саблей (долго же ему пришлось искать табуретку в восточном дукане!).

  Не лучше офицеров смотрятся и солдаты. Эти крупные тела, эти мощные загривки, на которых даже не застегивается ворот рубахи, эти нависающие над поясным ремнем животы - никак не похожи они на голодных солдат, съедающих в день по куску сухаря и почти не получающих воды!

  Отдельно следует остановиться на юнкере Евдокимове. Авторы фильма поняли термин «юнкер» лишь в значении учащегося военного учебного заведения. Соответственно его и обмундировали, дав погоны Павловского военного училища. При этом никто не задался вопросом - а что он делает здесь, в Баязете? Злостно прогуливает занятия? Реально же в описываемый период для юноши дворянского происхождения еще сохранялась возможность поступить рядовым в полк и выслужить офицерский чин; в этом случае он также назывался юнкером. Особенно долго это правило сохранялось именно в иррегулярных местных формированиях на Кавказе.

Обмундирование

  Бросается в глаза, что по неизвестной причине в фильме офицеры ходят только в мундирах, а солдаты - только в белых гимнастических рубахах и белых же шароварах. Даже барабанщики нашили свои форменные отличия - так называемые «крыльца» или «ласточкины гнезда» - вместо мундиров на рубахи, чего быть не могло. Если жаркой погодой можно объяснить то, что нижние чины не носят мундиры, то почему все офицеры страдают в суконных мундирах, вместо того, чтобы надеть белые полотняные кители, с 1860 г. ставшие летней повседневной и походной одеждой? Известно, что в боевой обстановке некоторые офицеры носили даже солдатские рубахи. Правда, белые кители все же появляются на экране: сперва,  в сцене «приема», устроенного полковником Хвощинским  для местных должностных лиц (2-я серия), и после - когда штабс-капитан Некрасов строит батальон для вылазки (8-я серия). Очевидно, создатели фильма уверены, что китель является предметом парадной формы, поэтому украшают его орденами и эполетами. На самом деле, на кителе, как и на сюртуке, обязательным было ношение лишь одного «старшего» ордена, а эполет на нем никогда не носили! Именно в белых кителях с погонами и должны были зрители увидеть на экране героев фильма. Но мундир более зрелищен с точки зрения кинематографа; этим, видимо, и объясняется его повсеместное ношение.

 В фильме практически полностью отсутствует верхняя одежда, лишь пару раз мелькали скатки солдатских шинелей. В связи с этим следует напомнить, что резко континентальный горный климат отличается большими перепадами температуры в течение суток, так что без шинелей ночью обойтись невозможно. А по ходу действия ни один офицер, ни разу не накинул пальто, ни один казак не снял притороченную бурку,  чтобы подстелить и укрыться во время сна на биваке. Что касается мундиров, то, в общем, верно пошитые, они явно велики актерам, особенно широки воротники, благодаря чему отсутствие форменных галстуков бросается в глаза.

 «Металлический прибор» (цвет пуговиц, галунов на погонах и воротниках) в фильме соблюден - в пехоте и артиллерии желтый, в казачьих полках, инженерных войсках и у медиков - белый. Правда, сами пуговицы должны были быть в армейских частях гладкими, безо всяких изображений. Приборное сукно (цвет погон, клапанов на воротниках мундиров и т.д.) в большинстве случаев также показано,  верно, однако не принято во внимание, что пехота Баязетского гарнизона принадлежала к двум полкам 1-й бригады 19-й пехотной дивизии. Это значит, что при одинаковых красных погонах с шифровкой «19», клапаны на воротниках мундиров должны были быть в 73-м Крымском полку (например, у Пацевича) красными, а в 74-м Ставропольском (например ,у Хвощинского) - синими. То же относится и к околышам кепи и фуражек. Шифровки на погонах в большинстве случаев правильные, кроме Клюгенау, который вначале появляется с шифровкой «19» на погонах, а затем - уже с чистыми погонами.

  Милиционеры иррегулярного Эриванского конного полка (так их называли и в мемуарах, и в официальных документах) показаны в фильме в единообразных щегольских черкесках. Но этот полк был сформирован в военное время из местных жителей и такое единообразие формы маловероятно.

Головные уборы

 В романе В.С.Пикуля совершенно не упоминается такой характерный головной убор как кепи (шапка образца 1862 г.), возможно писатель и не знал о его существовании. В фильме этот важный признак эпохи Александра II присутствует, однако разобраться чем отличались кепи солдатское, обер- и штаб-офицерское оказалось выше сил авторов. Правильно, что часть офицеров ходит в фуражках, однако их фасон довольно странен, и напоминает скорее о периоде обороны Севастополя. Следовало принять во внимание и то, что офицеры шили обмундирование за свой счет у частных портных, и качество пошива фуражки гвардейца Карабанова и скряги  Потресова неминуемо должно было различаться. У некоторых офицеров на фуражке имеется подбородный ремешок, который должен был носиться только на кепи; более того, эту ошибку по ходу фильма пытались устранить, и ремешки сняли, но пуговицы от них так и остались.

Обувь

Режет глаз попытка выдать современные солдатские сапоги с ремешком на голенище за сапоги традиционного русского покроя с высоким двухшовным голенищем «гармошкой».

Вооружение и снаряжение

  Вооружение гарнизона, показанное в сериале, ниже всякой критики. Если автор романа утверждал (постоянно путая винтовки с карабинами), что в одной роте нашей пехоты можно было встретить до 6 разных образцов ружей, то создатели фильма показывают всего один образец, но какой! Более всего это оружие похоже на французскую винтовку образца 1936 г., разумеется, магазинную, а не однозарядную, как следовало бы. Ни ее размеры, ни внешний вид не соответствуют тому, что могло быть у русских солдат в это время. Снаряжение состоит только из поясного ремня с патронными сумками. А где штыковые ножны, ранец, сухарный мешок? Где солдатский котелок, важнейшая на походе вещь? Фляги от казны в это время не выдавались, но могли быть самодельные (обшитые сукном бутылки на ремне через плечо). Кроме того, некоторым категориям нижних чинов полагались тесаки, револьверы и сабли, но ничего этого в фильме нет.

  Музыкальные инструменты барабанщиков не имеют ничего общего с уставным образцом этого времени.

  Практически никто из офицеров не носит положенной им пехотной сабли образца 1865 г., вместо этого - разнообразные азиатские и кавказские образцы. Эта мода, конечно, имела распространение, но не в такой степени. Зато револьвер многие из них носят постоянно, хотя на самом деле револьвер был обязателен к ношению лишь в строю. Разумеется, в боевой обстановке его носили, но не за столом в офицерском собрании, как это показано в фильме. Вид револьверного шнура совершенно не соответствует реальному образцу. Просто ужасно выглядит и поясная портупея, которую носят все офицеры, даже «казачий поручик» Карабанов - это же обычный солдатский ремень Советской Армии, только с бляхой не желтого, а белого металла. Офицерская поясная портупея была гораздо уже, изящнее, и бляха полагалась совсем иного образца. Впрочем, вообще неясно, зачем она присутствует, поскольку абсолютно все офицеры носят сабли на плечевых портупеях. Совершенно отсутствуют на экране такие предметы как офицерский темляк на холодном оружии и офицерский шарф. Постоянно их могли не носить, но при парадной форме это было строго обязательно.

Строевые приемы, построения и тактика

  Все, довольно разнообразные на то время, приемы с оружием, заменены одним, и даже когда штабс-капитан Некрасов перед вылазкой командует «на плечо», вся рота лихо берет «на ремень»! То же можно сказать и вообще обо всей военно-строевой стороне сериала - все упрощено до предела. Разумеется, художественный фильм - не иллюстрация к уставу, и все же, коль скоро фильм о войне и о военном быте, строевые приемы и команды должны присутствовать и соответствовать своему времени. Ничего подобного, все передвижения в фильме происходят «толпообразно», а команды вообще подаются в соответствии с советскими уставами! Впрочем, это неудивительно, ведь гарнизон численностью в 1500 человек берется изображать группа в 50 статистов, что порой очень бросается в глаза. То же относится и к окружившим крепость «тысячным толпам» курдов и турок. Невозможно обнаружить и тактические построения в бою: ни цепей, ни колонн - все время одна бесформенная масса. Боевая деятельность гарнизона в период осады, судя по фильму, заключается в чередовании унылого нахождения на самом открытом месте крепостной стены с бестолковым  перебеганием с места на место.

Знамена и значки

 Вольно отнеслись авторы фильма и к военным регалиям, следуя за В.С.Пикулем, который постоянно упоминает о неких «знаменах» и «штандартах». Реально же в гарнизоне присутствовало лишь знамя 2-го батальона 74-го Ставропольского пехотного полка, а штандартов, как принадлежности кавалерии, и быть не могло, так как от каждого казачьего или конного полка присутствовало лишь по 2-3 сотни. Зато непременно развевался над цитаделью под охраной часового русский крепостной флаг, который в фильме показать упустили. В то же время никому в голову не пришло бы поднимать на флагшток пехотное знамя, как показано в фильме, так как для этого его пришлось бы снимать с древка, к которому оно прибивалось гвоздями. Казачьи сотенные значки выглядели иначе, чем показано в фильме. Они действительно носились на пиках и имели вид вымпела с косицами из двух разноцветных половин, но были больше по размеру. Верхняя половина была по цвету войска (в данном случае, по Кубанскому войску - красная). Цвет нижней половины соответствовал номеру сотни. В сериале же показывают так называемые флюгера, которые надевались на пики 1-й шеренги уланских и гусарских полков, а также в степовых казачьих войсках, причем их расцветка в фильме совершенно произвольна. Вовсе упущено из виду, что аналогичные значки должны быть и в пехоте - так называемые жалонерные, по одному на каждую роту и батальон.

Лошади

Не удалось и в этом фильме избежать обычной для кинематографа ошибки, когда герой в начале эпизода сидит на одном коне, а в конце - на другом, называя его все тем же именем; хорошо хоть масть осталась прежней. Артиллерийские лошади оказались столь сильны, что смогли парой свободно возить 4-фн пушки с передками, хотя известно, что полагалось это делать в мирное время четверкой, а после мобилизации - шестеркой лошадей. Конское снаряжение позаимствовано, вероятно, на спортивных конюшнях. Не спасают положения попадающие иногда в кадр «правильные» казачьи седла, поскольку тут же видны другие седла самого разного типа, а также современные детали, например, резиновые кружки-ограничители на трензелях. На седлах практически нет деталей походного вьюка; лишь однажды на седле карабановского  Лорда мадам Хвощинская обнаружит переметные сумы (5-я серия), но почему-то из брезента защитного цвета.

1-я серия

 «Казачий поручик» Карабанов торопится изо всех сил, не жалея дорогого коня, торопится... но куда? В романе он загоняет своего Лорда, чтобы догнать недавно проехавшую мадам Хвощинскую, а в фильме? В.С.Пикуль, а вслед за ним и авторы фильма, создают впечатление, что некий отряд русских войск перешел из Игдыра в Баязет, и целиком, судя по неизменному составу офицеров, там остался. В действительности же гарнизон был выделен из другого, более крупного отряда, а потому Карабанов не мог заранее знать, кому из офицеров следует представиться, как будущим коллегам по «баязетскому сидению», так как гарнизона, как отдельной единицы, еще не существовало. Обязательно он должен был представиться командиру своего казачьего полка и его офицерам, а прочим должностным лицам - по мере необходимости. Но сцена представления странна вообще многим. Почему-то почти все офицеры в расстегнутых мундирах, а капитан Сивицкий вообще сидит в рубашке, набросив на плечи сюртук. Однако при этом многие в полном вооружении, включая револьверы. Вошедший Карабанов, по военному этикету, должен был обратиться к старшему по чину, в данном случае - к полковнику Измаил-хану  Нахичеванскому. Но вперед вылезает Штоквиц, и представление происходит не «по старшинству», а как попало.

  «Пришибить руку казенником» майору Потресову могло только вместе с рядом других телесных повреждений - многочисленными ушибами, а может и переломами. Дело в том, что орудия того времени не имели никаких противооткатных устройств, и при выстреле откатывалась назад  вся пушка целиком. Следовательно, если Потресов при выстреле находился позади пушки (там, где у нее казенник), вряд ли ему удалось отделаться одним только ушибом руки.

 

  Шутка  Ватнина по поводу казака без усов полностью на совести авторов фильма, у В.С.Пикуля ее нет. Она не могла иметь места в действительности, так как предмет нижнего белья, рифмуемый со словом «усы», еще не вошел в обиход.

  При представлении Карабанова Хвощинскому (почему он вообще должен представляться в Игдыре какому-то пехотному полковнику?), последний заявляет «поручику», что тот будет служить «у него в полку» - его что же, переводят из казаков в пехоту? Да и не мог так говорить офицер, не являвшийся командиром полка, ведь Хвощинский командовал только одним из батальонов.

  В этой серии в первый раз показана странная манера ходить в помещениях с зажженными факелами, что дальше повторяется постоянно (даже в палатках), несмотря на то что мы видим в кадре не только свечи, но и керосиновые лампы.

2-я серия

  Серия начинается с походного движения наших войск. Сразу возникают вопросы с артиллерией: почему майор Потресов гордо восседает на передке пушки, вместо того чтобы, как подобает штаб-офицеру, ехать верхом? Почему Кирюха Постный (которого на самом деле звали Николаем) подчеркивает, что он канонир, если это самый низший артиллерийский чин? В действительности, Постный был бомбардиром-наводчиком, что соответствовало ефрейтору в пехоте.

 Колоритная фигура ветерана Хренова  не так уж невероятна. Вот только кутузовская бескозырка неуместна, да погоны 19-й дивизии старый николаевский солдат никогда бы не надел, понимая, что как отставной не имеет на это права.

 Речь, произнесенная Хвощинским при пересечении границы («Вернем обратно то, что уже было нашим ...»), носит ярко выраженный экстремистский характер, так как русское правительство никогда не ставило целью присоединение этих территорий к империи. Цель операций заключалась в разгроме турецких войск и недопущении их переброски на главный театр военных действий - Дунайский.

  Что касается молитвы, то православные воины должны были исполнить ее хором вслух. Интересно, что казаки, проезжая мимо креста, снимают шапки и крестятся, а солдаты - нет (сирийцы, однако). В этой сцене в первый раз появляется развернутое знамя, которое почему-то везет казак, хотя по рисунку и расцветке оно пехотное.

  Создатели сериала поняли термин «денежный ящик» буквально; им, очевидно, неизвестно, что армейский денежный ящик, также как и зарядный, патронный, аптечный - это двухколесная повозка, перевозимая парой лошадей.

  В первый раз в фильме происходит стрельба русской артиллерии (салютационная). При этом вместо полагавшейся команды «Пли!» подается команда «Огонь!».

 Присутствующие на «приеме» офицеры почему-то одеты неединообразно - кто в мундире, кто в кителе, кто с эполетами, кто с погонами. А ведь для подобных мероприятий вид формы всегда оговаривался заранее. Кстати, а что здесь делают рядовые казаки из сотни Карабанова?

3-я серия

 Доктор Сивицкий говорит: «Год назад у Карса вырезали гарнизон». Между тем, Карс - турецкая крепость, отстоявшая от тогдашней границы с Россией не менее чем на 25 км.

 Почему приговор о повешении приводит в исполнение офицер? Это никак не вяжется с обычаями и предрассудками русской военной среды.

  Удивительная фигура - чиновник из Тифлиса. Все в нем странно, начиная от форменной одежды и заканчивая его непонятной ролью. А где взял Потресов, командовавший  полевыми орудиями, эту «мортирную бомбу»? Специально возил с собой для занятий бодибилдингом?

 Как мог письмо от Ольги (из Игдыра) передать Карабанову Измаил-хан, который ходил на разведку к персидской границе, то есть в противоположную сторону?

4-я серия

 В дукане, когда Карабанову приходится защищать свою жизнь, берет верх жизненный опыт актера Серебрякова, а не выдуманное пажеско-кавалергардское прошлое его героя. Имея перед собой на настенном ковре целый набор холодного оружия, он крушит врагов кулаками, ногами и подручными предметами - ну просто Джеки Чан в черкеске!

 Нельзя не согласиться с тем, что на проводимом новым начальником гарнизона смотре наличие старика Хренова в центре шеренги неуместно. Старый солдат сам бы это понял (в отличие от тех, кто создал эту сцену), и если и стал бы в строй, то на левый фланг, на правах прикомандированного.

 Барон Клюгенау предупреждает Карабанова, что у турок, «как и у нас», винтовки Снайдера, хотя реально русская пехота на Кавказе была вооружена винтовками Карле.

 Юнкер Евдокимов докладывает Карабанову, что милиционерам нечего пить, причем это происходит на крепостном дворе перед выступлением на разведку. Ну что за проблема -взять и набрать еще воды! А дело-то в том, что у Пикуля этот эпизод происходит уже в разведке, после ночевки в безводном месте, где сцена действительно имеет смысл.

5-я серия

Результат поединка Карабанова с Аслан-беком, видимо, был вырезан при монтаже, поэтому так и остался неясен.

 Явившись на работу в госпиталь, Ольга Хвощинская настойчиво добивается чтобы ей, женщине-дворянке, разрешили выносить судно, хотя здесь же находятся несколько солдат - госпитальных служителей, чьей прямой обязанностью и являлась подобная работа. Эти солдаты сами по себе забавные фигуры: один именует себя хирургом, другой представляется Платоном Игнатьичем - немыслимое поведение для простолюдина по отношению к жене начальника гарнизона.

6-я серия

Хвощинский грозится подать в отставку. Ну и что: в военное время она дозволялась лишь в исключительном случае.

7-я серия

 

 Заявление Карабанова, что ему остается только застрелиться, связано с тем, что (согласно тексту B.C.Пикуля) он получил от мадам Хвощинской пощечину, чего в фильме не показано. По традиции дворянин, тем более - офицер, считался обесчещенным, если его безнаказанно ударили по голове.

 В бою некоторые казаки непонятно зачем выставляют над укрытием надетые на ружья папахи. Этот прием использовался в позиционной войне, когда требовалось определить, откуда стреляет противник. Здесь же турки наступают открыто.

Термин «застрельщики» является анахронизмом и употреблен здесь совершенно неуместно.

 Удивляет иррегулярная курдская кавалерия. Во-первых, образцовым единообразием формы, чего у турок и в регулярной армии не было. Во-вторых, вместо того, чтобы атаковать лавой и действовать холодным оружием, они скачут мимо русских колонной по-одному, стреляя из ружей. Вряд ли такая манера боя вынудила бы русскую пехоту к отступлению.

 На приказ Пацевича: «Трубите отбой» никакой реакции не последовало, и не удивительно - ведь ни одного пехотного горниста в сериале нет. Можно было бы подать сигнал барабанами, но и до этого никто не додумался.

8-я серия

 Во время «разборки» на рынке Штоквиц, имея в своем распоряжении солдат, сам лезет в толпу, вытаскивая подозреваемых. Для чего же ему солдаты? А команды, которые здесь подаются, нельзя найти ни в одном уставе, например: «Клац-пли» вместо «Кладьсь» и «Пли» и т.д.

 Кази-Магома предлагает «спустить на русских еще 4 сотни редифов». Потомок Шамиля командовал у турок иррегулярной кавалерийской бригадой, поэтому к  редифу, то есть к резервной регулярной пехоте, никакого отношения не имел.

 Отдав приказания, полковник Хвощинский лихо запрыгивает на коня, которого дальше ведет под уздцы ординарец. Наверное, у полковника приключился временный паралич.

 Относительно ракет Потресов, как образцовый артиллерист, не может не знать, что рассеивание на конечном участке траектории - их органическое свойство, обусловленное конструкцией, а не тем что «наши - значит хреновые».

 Пацевич постоянно перемещается по крепости один. Такого быть не могло - начальника гарнизона в боевой обстановке обязательно сопровождали адьютанты, ординарцы, сигналисты и т.п.

 При упоминании «Крымского батальона», создается впечатление, что это воинская часть с таким названием, да еще отборная («никогда не отступавшая»). На самом деле речь идет о двух обычных ротах (полубатальоне) 73-го Крымского пехотного полка. Драматичную сцену построения «батальона» (количеством человек 20) портят неверное выполнение приема «на караул», вынос знамени на левый фланг и т.п.

9-я серия

 Первая сцена - вражеская пушка ведет огонь. Невероятно, чтобы ее расчет был составлен из полудиких кочевников-курдов, как это показано на экране.

  Своеобразны представления авторов о правилах приема парламентеров. В фильме к крепости галопом скачет группа неприятельских всадников, и даже их белый флаг не может избавить от впечатления, что это штурм, а не переговоры. Штоквиц беседует с парламентером (лицом неприкосновенным), размахивая револьвером. Отпустить парламентеров полагалось беспрепятственно, а не открывать огонь вдогонку. Турки, кстати, эти правила чаще всего соблюдали.

 В разговоре с Фаик-пашой его подчиненный употребляет сразу два титула: «эфенди» и «паша». Это то же, что назвать русского генерала «Ваше благородие превосходительство»!

 Никакого колеса для подачи воды в крепости не было -был простой родник, который турки отвели практически сразу, а не после долгого раздумья, как в фильме.

 Манипуляции артиллеристов у пушек выглядят забавно, ведь они пытаются изобразить открывание замка, вкладывание снаряда и заряда на обычной металлической трубе, не снабженной движущимися деталями. Весь расчет постоянно толпится позади пушки, ничего не опасаясь, так как отката орудия при выстреле не происходит. Снаряжение канониров не отличается от пехотного,  хотя у них не должно быть патронных сумок; полагались им укороченные шашки и револьверы, а также зарядные сумы, лямки, банники и т.п.

 Револьвер, который фигурирует при разговоре Клюгенау и Сивицкого - никак не «Лефоше». Главной особенностью этой системы было применение шпилечного патрона, по которому курок легко узнаваемой формы наносил удар сверху.

10-я серия

Действия атакующих и обороняющихся одинаково бестолковы:  турки постоянно бегают у стен крепости, а русские солдаты - внутри. Куда и с какой целью - непонятно.

11-я серия

  История с армянином-лазутчиком показана крайне странно, так как вся сцена с зашиванием записки в ногу полностью надуманна. Кроме того, армянин как фокусник манипулирует со своей одеждой: от зарубленного им баши-бузука он ускакал в одних штанах, но вскоре вновь стал полностью одетым.

 Не в порядке одежда и у генерала Тергукасова. Если на нем сюртук, на что указывает длина одежды, то почему он однобортный и со всеми наградами? Если же это мундир, то почему на воротнике и обшлагах нет генеральского шитья? Что он имеет в виду, обещая лазутчику «золотой георгиевский крест»? Если речь о солдатской награде, то сначала полагалось вручать 4-ю степень, которая была серебряной. Если же речь об ордене Святого Георгия, то для начала армянину надо стать дворянином.

 «Вы что, химию знаете?» - задает Штоквиц идиотский вопрос офицеру-артиллеристу. Такого рода знания были обязательны для артиллериста, поскольку, например, заряды для пушек чаще всего готовились в самих батареях из выдаваемого со складов пороха.

12-я       серия

 Эпизод с крупповской пушкой не мог иметь такой драматической окраски («через 15 минут конец всему гарнизону!») так как из-за малого разрывного заряда тогдашних артиллерийских боеприпасов их разрушительное действие по каменным строениям было довольно слабым.

 Во время возни у пушки остается тайной - каким образом Кирюха целится? Даже в период войны 1812 г. уже применялись прицелы, мушки, подъемные механизмы - здесь же только «ястребиный глаз».

Потресов приказывает: «Еще две бомбы туда!» - бомбой в русской артиллерии называли разрывной снаряд весом в 1 пуд и более, все что легче - называлось гранатой.

Прощальные биографические справки главных героев -пример буйной фантазии. У создателей не нашлось времени заглянуть в любой популярный справочник, чтобы выяснить, что 1-я степень «офицерского Георгиевского креста» (т.е. ордена Святого Георгия) являлась высшей из 4-х, и ею награждали военачальников высокого ранга за значительные победы, одержанные при участии больших масс войск. За всю историю русской армии таких награждений было всего 25; за войну 1877-1878 гг. - только 2. А если верить фильму, то только за оборону Баязета были награждены 6 человек, в том числе юнкер, находившийся на солдатском положении!

 

Никакой особой медали за оборону Баязета не существовало. Личный состав гарнизона был награжден медалью «В память русско-турецкой войны 1877-1878 гг.», как и все участники боевых действий; однако, в качестве особого отличия «баязетцам», как и участникам обороны Шипкинского перевала, и участникам штурма Карса, медаль полагалась серебряная, а не бронзовая или медная, как другим.

Следует еще раз подчеркнуть, что это лишь те ошибки и неточности, что были замечены при беглом просмотре. Несомненно, что на самом деле их гораздо больше.

 

Хочется верить, что когда-нибудь создатели отечественных исторических картин придут к пониманию того (как это уже произошло за рубежом), что консультации специалистов необходимы и они значат ничуть не меньше, чем правильно подобранный антураж или удачно выполненный трюк.

 

подполковник Прищепа С. В.


«Сержант» №27 (3/2003)

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS