rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 
Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


Рецензия. Последний бронепоезд.

 Рецензия. Последний бронепоезд.

Автор Зиновий Ройзман. Перепечатка из журнала "Сержант"№38 2007 год

 Для нашего издания уже стала традицией публикация рецензий на новинки отечественного кинематографа военно-исторической тематики. К сожалению, подавляющее большинство таких рецензий носит негативный характер и похоже, что времена, когда создавались такие шедевры, как «Чапаев», «Офицеры», «В бой идут одни «старики» и «Белое солнце пустыни», окончательно ушли. Несмотря на колоссальный рост технических возможностей съемки и монтажа, насыщение картин спецэффектами и т.п., уровень производимой продукции катастрофически упал. Многие фильмы и сериалы, которые появляются на наших экранах, отличаются плохими сценариями, убогим сюжетом, слабой режиссурой, поскольку делаются по принципу «пипл схавает», Яркой иллюстрацией к вышесказанному является сериал «Последний бронепоезд», вышедший на экраны в прошлом году.

 

 В одном из интервью автор идеи и соавтор сценария этого фильма господин Шпригов признался, что наличие в РККА бронепоездов накануне и в ходе Великой Отечественной войны стало для него подлинным открытием. Сам по себе факт полного незнания темы одним из главных создателей картины еще не столь страшен, но вот то, что впоследствии в процессе производства сериала не были задействованы профессиональные историки или специальная литература, сказалось на готовом продукте просто фатально. В результате получилось нечто абсолютно бредовое, подлинная историко-героическая халтура с невероятным количеством фактических ошибок. Единственное, что есть хорошего в сериале с художественной точки зрения -игра некоторых популярных актеров; с военно-исторической - правильное ношение героями обмундирования и снаряжения. Но, к сожалению, эти плюсы лишь незначительно уменьшают горечь и недоумение от просмотра картины,

 



ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Прежде всего следует сказать несколько слов об одном из главных героев сериала - безымянном бронепоезде. В годы Великой Отечественной войны этот вид боевой техники применялся на многих фронтах. Говоря об исторической достоверности, авторы сериала ссылаются на якобы имевший место в 1941 г. эпизод с действиями бронепоезда №43 у Березины. В действительности на этом направлении действовал бронепоезд №50, поддерживавший 63-й стрелковый корпус и разбитый в бою 6 июля того же года. Что касается тяжелого бронепоезда №43, то он был переброшен на Дальний Восток еще в 1939 г.

 

 Уже в начале просмотра возникает некое недоумение. Так, получив команду, члены экипажа выбегают из каких-то лесных шалашей и после построения занимают свои места в броневагонах. На самом деле для проживания экипажа и хранения необходимых запасов каждому бронепоезду (в официальных документах употреблялись сокращения «б/п» и «бепо») придавался специальный поезд-база, состоявший из товарных и пассажирских вагонов, а также вагона-мастерской. Нормальной организационной единицей был отдельный дивизион бронепоездов (одбп) из 2-3 бепо. Были и отдельные бронепоезда, не входившие в состав дивизионов, но поезд-база был в наличии в любом случае, поскольку броневагоны и бронеплощадки были мало приспособлены для жилья.

 

Экипаж бронепоезда по штату военного времени составляли порядка 150 командиров и бойцов (точная цифра колебалась в зависимости от типа поезда и его оснащенности). По предвоенным штатам в состав бепо входили также бронедрезина, съемная моторная дрезина и до 5 бронемашин, использовавшихся для разведки (бронепоезда комплектовались бронеавтомобилями БА-Южд и БА-20жд, имевшими приспособления для передвижения по рельсам). По мере надобности придавались бронепоездам и десантные подразделения.

 

Это сложное «хозяйство» никакого отражения в фильме не получило. Разумеется, другие бронепоезда, дрезины, броневики, поезд-база и прочая техника дивизиона могли быть утрачено в ходе неудачных боевых действий начального периода войны, но такой ход событий необходимо было обыграть хотя бы в диалогах героев картины, чтобы не создавать превратного впечатления у зрителя.

Техническое оснащение показанного бронепоезда в целом не вызывает вопросов, хотя устройство и оборудование бронеплощадок несколько примитивно для предвоенного образца: командирские башенки броневагонов устроены очень упрощенно и не имеют даже крыши; вместо триплексов -простые щели в броне; нет и артиллерийских приборов наблюдения (стереотруб и дальномеров). Совсем не показан штатный пост управления, откуда командир руководил своим «сухопутным броненосцем» (обычно оборудовался на паровозе в виде бронированной командирской рубки), зато имеется нечто, похожее на канцелярию, некий хозблок и лазарет, которые на боевой части бронепоезда отсутствовали.

 

Вооружение же, наоборот, не только соответствует предвоенным стандартам, но в чем-то даже превосходит их. Так, если бронеплощадка с двумя пушками в башнях (по-видимому, калибра 76,2-мм) и установленными в бортовых амбразурах пулеметами «Максим» была вполне обычной для тогдашних бепо, то наличие 37-мм зенитной пушки образца 1939 г. и пулеметов ДШК - это уже многовато, так как реально в этот период ПВО бронепоездов ограничивалась несколькими спаренными и счетверенными установками тех же «Максимов».

 

В фильме забыт тот немаловажный факт, что нормальное положение бронепаровоза было тендером (то есть задней частью) вперед, в сторону противника, так как таким образом повышалась его живучесть.

 

Непонятно и назначение следующих за бронепаровозом двух броневагонов. Обычно на этом месте была еще одна артиллерийская бронеплощадка, а затем платформа с зенитными пулеметами, здесь же - просто коробки защитного цвета, из бойниц которых иногда стреляют пулеметы. Можно предположить, что это пулеметные бронеплощадки, однако от их постройки отказались еще в 1920-х гг.

 

На последней открытой платформе установлена 122-мм полевая гаубица образца 1910/30 гг. с обычным колесным лафетом. Ограниченный горизонтальный сектор обстрела сильно затруднил бы ее применение непосредственно с платформы, а если она предназначалась для действий в составе некоего десанта, то как это тяжелое орудие предполагалось сгружать или перетаскивать в ходе боя?

 

В составе показанного в сериале бронепоезда почему-то отсутствуют так называемые контрольные платформы (по одной-две спереди и сзади), на которых перевозили железнодорожное имущество для ремонта путей и десант. Однако в целом внешний вид и конфигурацию данного бепо можно все же признать удовлетворительными, чего никак нельзя сказать о методах его использования в бою. Гражданская война, когда бронепоезда стремительно врывались во вражеские боевые порядки, применяя шквальный артиллерийско-пулеметный огонь прямой наводкой, давно прошли. В годы Второй Мировой войны значительно повысилась маневренность и тактическая подвижность войск, несравнимо выросла их насыщенность артиллерией и минометами. Произошел также качественный скачок в развитии авиации, ставшей в ходе войны главным врагом бронепоездов. Поэтому неудивительно, что согласно официальным советским наставлениям и инструкциям , бепо являлись средством огневой поддержки войск, то есть должны были действовать главным образом своей артиллерией с закрытых и полузакрытых позиций, а на прямую наводку выходить лишь в случае крайней необходимости. Ввиду своей полной зависимости от железнодорожного полотна, бронепоезда были крайне уязвимы в случае повреждения рельсового пути. И вот здесь кроется очень важный момент, ставший ключевой ошибкой создателей сериала. Его сюжет построен на демонстрации героизма простых советских людей, в трудную минуту совершающих подвиг во имя Родины. Моральный посыл очевиден и совершенно понятен, но  увы, не совместим со здравым смыслом. Зачем вообще захватывать мост для переправы корпуса, если в нем, как в войсковом объединении, есть инженерно-саперные части, способные изготовить десятки плотов, благо река не столь широка? Даже если предположить, что корпус сильно потрепан в боях (из фильма это совершенно не следует), то примитивные плавательные средства способны были сделать и обычные пехотинцы, в массе своей знакомые с простой работой топором, пилой и молотком. Зачем немецкие диверсанты весь фильм пытаются уничтожить бронепоезд, если достаточно было ручными гранатами взорвать рельсы? Ведь экипаж бепо, составленный из случайных, не обученных ремонту путей людей не смог бы устранить такую неисправность. Таких вопросов еще немало, но очевидно, что изначально замысел фильма оказался ложным.

 

 Кроме того, сериал наполнен типичными для нашего времени надуманными клише; значительная часть военнослужащих принадлежит к полууголовному элементу (в первые месяцы войны это было невозможно), любовная линия (совершенно ненужная ни по сюжету, ни с точки зрения здравого смысла), некий национальный колорит (еврейская национальность Лазаря никак не связана с сюжетом; он легко мог быть представителем любой иной нации: аварцем, молдаванином, белорусом и т.д.).

 

 Весь 63-й стрелковый корпус, якобы ведущий упорные бои в окружении, выглядит совершенно благополучным, как бы находящимся на отдыхе, а не в окружении. Сильно хромает вся военно-строевая часть фильма: на протяжении всего сериала случаи, когда подаются уставные команды, принятые в Красной Армии, единичны. Зато встречаются такие ляпы, как обращение к красным командирам: «Товарищи офицеры!». Также постоянно заметно, что большинство «красноармейцев» совершенно не владеет строевыми приемами с винтовкой.

 

  В то же время униформа и снаряжение командиров и бойцов РККА, а также и их противников показана на хорошем уровне. Так, например, все военнослужащие РККА носят форму и знаки различия мирного времени, что полностью соответствует реальности, так как переход на защитный цвет произошел позднее. Отдельно хочется отметить правильные стальные шлемы особого образца и прыжковые комбинезоны немецких десантников.

 

1-Я СЕРИЯ

Появившиеся на экране титры «Батарея прикрытия станции Марьямово» для подавляющего большинства зрителей, знакомых с эпохой, однозначно воспринимаются как указание на зенитную батарею. Но авторы фильма по неизвестной причине, сочли, что батарея должна быть пушечной! В то время, как части и подразделения 63-го корпуса, исходя из контекста сериала, ведут тяжелые бои в окружении, в их тылу находится полностью укомплектованная артиллерийская батарея, не участвующая в боевых действиях. Но и это еще не все. Батарея стоит стволами к станции на дистанции примерно в 2-3 км, причем между пушками и станцией течет река. Как в таких условиях артиллеристы будут выполнять свою задачу, как будут маневрировать - понять затруднительно. Зато вполне очевидно, что такое расположение (в лесу, на отшибе) облегчает задачу ее захвата немецкими парашютистами, что, собственно, и требовалось создателям фильма.

 

Вообще-то наличие в фильме немецких диверсантов, в том числе действующих в советской форме, скорее положительный факт, так как это явление часто недооценивается.

 



  Показ планерного десанта с чисто технической точки зрения можно считать достижением - в российском кинематографе подобных сцен еще не было. Но, к сожалению, у нас нет сведений об осуществлении в годы войны подобных десантов на советско-германском фронте.

 

Легкие десантные планеры типа DFS.230, изображенные методами компьютерной графики, вмещали по 10 солдат с оружием и снаряжением, один из которых был пилотом планера, а после приземления вступал в бой наравне с другими. В верхней части фюзеляжа летательного аппарата имелась турельная установка пулемета MG.15. В целом планеры показаны вполне правдоподобно.

 

В ходе боя поражают две вещи: метчайшая стрельба десантников с быстро летящего планера и вопиющая небрежность в оборудовании советской бетонной огневой точки у моста. Никакой грунтовой обваловки и маскировки нет, а назвать широченные окна амбразурами просто невозможно. Добавить исторической достоверности фортификационному сооружению можно было бы с минимальными материальными и временными затратами, но почему-то создатели фильма уклонились от этого.

 







 По планерам ведет огонь послевоенная зенитная установка 3Y-23-2, причем почему-то всего одна. Правильнее было бы поставить 37-мм пушку образца 1939 г., пулемет ДШК (которые показаны в составе вооружения бепо) или счетверенный «Максим». Вообще такой крупный железнодорожный мост, являвшийся объектом стратегического значения, должны были охранять специальные части НКВД, хотя можно сделать скидку на начальный период войны и близость фронта.

 

Перевоплотившийся в старшего лейтенанта РККА Шевцова немецкий офицер-диверсант Херманн стреляет из пистолета как гарлемский негр из голливудского боевика, заваливая оружие набок. Никто из кадровых военных никогда так не стреляет: во-первых, оружие не рассчитано на подобное положение при стрельбе, что может послужить причиной отказа (например, неправильной экстракции гильзы); во-вторых, так сложнее прицеливаться.

 

Сцена в штабе 63-го корпуса наполнена беготней военнослужащих, снующих туда-сюда и чуть ли не отпихивающих командира корпуса и его начальника штаба, стоящих на пути этих бессмысленных метаний. Этим, очевидно, авторы хотели подчеркнуть нервозность обстановки. Тем не менее, в любой обстановке обсуждать оперативные вопросы на улице и среди толпы - есть полное отсутствие штабной культуры и нарушение режима секретности. Впрочем, тут же становится понятно, что в штабе действительно не все в порядке. Иначе почему начальнику штаба о наличии в составе корпуса бронепоезда сообщает сам командир корпуса? В реальности  все обстоит с точностью до наоборот: это начальник штаба, в руки которого стекаются все донесения от подчиненных частей, и есть тот человек, который обязан в любой момент ответить на вопросы командира соединения: «А что у нас есть в таком-то районе?» или «Какой артиллерией мы на данный момент располагаем и с каким боезапасом?» и т.п А здесь не только немцы не знают о наличии бепо (что как раз маловероятно ввиду их полного господства в воздухе), но и для начальника штаба полковника Гирявого это новость! Кстати, почему он называется полковником? На его петлицах ясно виден один ромб - это соответствует званию комбрига, существовавшему до 1940 г. В указанном году звания «комбриг», «комдив», «комкор» и «командарму обозначавшиеся соответствующим количеством ромбов, были отменены, и вместо них в РККА появились генеральские звания, которые обозначались золотыми звездочками на петлицах иной, ромбовидной, формы. Все это мы видим у командира корпуса, с которым, однако, происходит путаница иного рода. Согласно двум звездам на петлице, к Мальцеву следует обращаться по званию, «товарищ генерал-майор», а не по должности, «товарищ комкор», как это постоянно делается в фильме. Что касается Гирявого, то его ромб может быть объяснен тем, что накануне войны в РККА появился некоторый контингент командиров, вернувшихся из мест заключения (реабилитированных или отсидевших свое). Если они возвращались в строй, то до переаттестации продолжали ходить в тех званиях, которые носили до «посадки». Возможно, в лице Гирявого мы имеем как раз такой пример, но называть его полковником все равно совершенно неправильно.

 

  Далее по ходу действия полковник Гирявой диктует радисту приказание для командира бронепоезда, которое радист тут же отбивает телеграфным ключом адресату. Такого рода приказание не могло быть передано «с голоса» - для этого заполняется и подписывается специальный бланк радиограммы, после чего ее текст шифруется. Впрочем, в этом штабе свои порядки: какой смысл возиться с шифром, если жизнен* но важное оперативное приказание оглашается вслух в помещении, где все окна и двери нараспашку, и постоянно кто-то входит и выходит. Сюда же можно добавить и тот маленький, но важный нюанс, что в течении всего сериала в штабе корпуса никто ни разу не работал с картами. Видимо, командование объединения руководит войсками по приципу героев старого анекдота, в котором летчики, забыв полетные карты, летят по схеме, изображенной на пачке советских папирос «Беломорканал». Получив по радио приказание, экипаж бепо немедленно грузится в вагоны и направляется к месту назначения... бросив в лесу имущество (какие-то ящики, палатки, автотранспорт и т.п.), а также и радиостанцию, которая должна находиться непосредственно на бронепоезде. Вызывает сомнение необходимость ношения всем экипажем стальных шлемов - чаще в ходу были танкошлемы. Удивительно и то, что командир бронепоезда переведен из кавалерийских частей; как правило, командные должности в экипажах бепо занимали танкисты или артиллеристы.

 

В эпизоде с  арестом Лесоруба опять обращает на себя внимание одинокий ромб  Гирявого среди звезд  его товарищей-генералов {нигде в диалогах этот факт не обыгран). Что касается работы «компетентных органов», то арест генерала среди бела дня в людном месте, да еще с риском нарваться на сопротивление со стороны его товарищей, можно квалифицировать как вопиющий непрофессионализм, либо как провокацию, что в данном случае одно и то же.

 

В ходе обстрела захваченной немецкими десантниками батареей станции и эшелона поражают огромные разрывы снарядов, а ведь огонь ведется всего-навсего из 45-мм пушек! Дальнейшие злоключения этой батареи не менее удивительны: единственным зажигательным патроном Лесоруб сотоварищи вызывает взрыв такой силы, что в мгновение ока погибают все немцы до единого. Ну бред же полный! Не могут на полевой батарее взорваться сразу все боеприпасы, поскольку они рассредоточены по орудиям! Но даже если и это допустить, наверняка кто-то оказался бы только ранен или контужен, а кто-то лишь отброшен взрывной волной.

 

Финальная сцена этой серии призвана разъяснить зрителям, как оказалась уголовная  шпана в одном эшелоне с красноармейцами, едущими на фронт. В действительности эта сцена в очередной раз показывает некомпетентность авторов: правительственные постановления о направлении досрочно освобожденных заключенных ГУЛАГ НКВД в действующую армию (в штрафные части) были приняты только в октябре 1942 г.

 



2-Я СЕРИЯ

 

  Угнанный Лесорубом и компанией паровоз движется навстречу бронепоезду по однопутной дороге. Именно поэтому с бронепоезда, обнаружив препятствие, высылают «группу захвата». Но куда, интересно, делся паровоз потом?

 

Шевцов-Херманн с легкостью «прошел проверку в особом отделе»! Интересно, как она осуществлялась, если со штабом армии, откуда он прибыл, нет связи? Далее этот «суперди-версант» ухитряется так застрелить в затылок шофера «эмки», в которой едет с Гирявым, что лобовое стекло не только не имеет пулевого отверстия, но даже не забрызгано кровью! Все с той же легкостью Херманн доставляет свой «трофей» коллегам, количество которых за время его отсутствия заметно прибавилось: наряду с десантниками здесь появились уже офицеры и солдаты вермахта, автомобили и бронетранспортеры. Спрашивается - откуда? Если это некий подвижный отряд,  пробившийся на подмогу десанту, то этот факт необходимо было каким-то образом довести до сведения зрителя. Кроме того, возникает вопрос: почему здесь и далее немцы без проблем перемещаются в любом направлении, в том числе и по территории, на которой находится корпус генерала Мальцева?

  Простота, с которой «бандой Лесоруба» угнан теперь уже бронепоезд, создает превратное впечатление об управлении такой сложной машиной как паровоз, что повторяется и в дальнейшем. Между прочим, паровоз не заводился поворотом ключа, как автомобиль, почему и паровозная бригада должна состоять, кроме машиниста, еще из трех человек.

  Осматривая доставшееся ему «хозяйство», Лесоруб убеждается, что радиостанция разбита. При этом оказывается, что речь идет о полевой рации, которая просто стоит на тумбочке посреди вагона. Да он не там искал - радиостанция (стационарная) на самом деле должна была быть в командирской рубке на паровозе (впрочем, у этого бронепоезда и рубки не было)! Здесь же в небольшом сейфе простого командира бронепоезда обнаруживаются доспехи римского легионера более, чем полуторатысячелетней давности, да еще в идеальном состоянии. Апофеоз авторского идиотизма!

  Насколько можно понять, разъезд Кричево занят немцами уже давно, раз они ведут там восстановительные работы и даже не опасаются использовать при этом пленных. Но в то же время наш бепо должен двигаться к своей цели (мосту) как будто бы тоже по своей территории, которую пока занимает корпус Мальцева. И как же им (этим двум территориям) удалось пересечься на разъезде Кричево? Ну просто какое-то искривленное пространство Лобачевского.

 

При попытке перехвата поезда в Марьиной Роще подчиненные майора Клюге ухитряются поставить минометы прямо на рельсы, вероятно специально, чтобы бронепоезд оказался в мертвой, непростреливаемой зоне?! А главное, никому так и не приходит в голову просто подорвать пути сначала перед бепо, чтобы прервать его стремительный бег к мосту, а затем и позади, чтобы окончательно поймать в ловушку.

 

Несмотря на отсутствие полковника Гирявого, порядки в штабе 63-го корпуса нисколько не изменились: опять все именуются «комбригами» и «комкорами», а для радиостанции не нашли лучшего места, как возле самого входа у раскрытого окна! Тут же выясняется, что разведчики не смогли разыскать бепо. Это не удивительно, ведь уровень их профессона-льной подготовки минимален - большое количество разъезжающих по советским тылам на бронеавтомобилях и грузовиках немцев разведчики тоже не обнаружили!

 

По непонятной причине в очередной раз в кадре появляются раненые, заботливо перебинтованные поверх(!) гимнастерок. Несомненно, главным консультантом сериала по медицинской части был сам доктор Менгеле.

 

Шевцов-Херманн рассказывает о высадке на Крит своему напарнику майору Клюге, путаясь в численности участников операции. Также он темнит и по поводу изъятия у него Железного креста. Впрочем, глядя на его дальнейшие художества, удивляться не приходится. Умышленное убийство нескольких собственных солдат без суда и следствия однозначно ставит его вне закона, независимо от последующих заслуг.

 

  Здесь же можно наблюдать еще одну крайне идиотскую сцену. Эпизод с перемещением машиниста из вагона в паровоз под прикрытием старинных лат настолько выходит за границы здравого смысла, что его и комментировать-то трудно. Во-первых, любые античные или средневековые латы и панцыри, безусловно, пробиваются винтовочной пулей, особенно на той дистанции, которая реально могла быть в этом случае (50-100 м - средняя прицельная дальность огня стрелкового оружия в лесистой местности). Во-вторых, средний рост легионеров был значительно ниже, чем мужчин середины XX в., поэтому герои сериала физически не смогли бы надеть на себя старинные доспехи. И, наконец, в-третьих, абсолютно непонятно, почему нельзя было воспользоваться дверью противоположного борта или аварийным люком в полу?

 

После остановки поезда группа так сказать «разведчиков» из его экипажа во главе с Лесорубом плотной толпой с шумом движется по лесу. Бросается в глаза, как странно, на американский манер, держит винтовку «ворошиловский стрелок» боец Тепло. Вот на таких мелочах и проваливаются иностранные шпионы, ведь в ОСОАВИАХИМе подобной голливудской манере не учат!

 

После того, как Лесоруб сообщил, что он комбриг, освобожденный немецкий разведчик не прекратил «тыкать» старшему по званию офицеру.

 

Еще один потрясающий кадр - Лесоруб и Соня возлежат в вагоне бронепоезда на двухспальной кровати, застеленной белоснежным бельем! Единственная мысль, которая приходит в голову после осмысления данной сцены - наши герои где-то походя ограбили мебельный магазин.

 

4-Я СЕРИЯ

 

Шевцов-Херманн быстро устанавливает контакт с уголовным элементом. Зачем они ему нужны - понять еще можно, а вот они, только что изведавшие «прелести» немецкого плена, почему так радостно соглашаются сотрудничать с ним?

Появившиеся на цементном заводе десантники вызывают авиацию, но при этом сами располагаются неподалеку, рискуя также попасть под удар. А может, чтобы блокировать советский бронепоезд все же проще было взорвать пути?

 

С началом бомбежки Лесоруб командует: «Всем покинуть вагоны!», а потом сразу же приказывает выводить бронепоезд из-под удара. Он что, решил бросить экипаж на заводе? В это же время германский офицер Херманн вновь демонстрирует зрителям свой высочайший уровень подготовки, пытаясь расстрелять из пистолета ТТ бронированную дверь!

 

Бронепоезд, из которого только что выгнали экипаж, покидает завод, блистая вспышками выстрелов. А кто, интересно, вообще обнаружил вражеских десантников и подал команду на открытие огня? Нет ответа. Кроме того, у авторов картины странное представление об убойном действии оружия. Конечно, десантники расположились нереально плотно и кучно, но ситуация, при которой они все разом погибли, представляется просто фантастичной.

 

Назначая Лазаря «впередсмотрящим», Лесоруб напрочь игнорирует тот факт, что парень сидит на задней платформе! Да и Херманн вновь отличился. Ударить-то ножом ударил, а вот удостовериться в смерти и выбросить тело забыл. А ведь раненый в живот может поднять тревогу да и вообще двигаться, что далее и произошло.

 

Тем временем 63-й стрелковый корпус готовится к прорыву, находясь на расстоянии винтовочного выстрела от неприятеля. При этом говорится, что немцы хорошо укрепились, однако в реальности этого незаметно: видны лишь какие-то рогаточки и заборчики с колючей проволокой. А когда красноармейцы бросаются в атаку, немецкие солдаты отражают ее, укрывшись даже не в окопах, а просто за лежащими на земле мешками с песком. Поскольку германское командование уже знало о наличии советского бронепоезда, несомненно, его появление не заставило бы немецких солдат бежать. Бой был бы долгим и упорным, с применением минометов, противотанковой артиллерии, а также, возможно, с повторным вызовом авиации.

 

Но время, отпущенное на сериал, подходит к концу, и вот зритель видит скомканный финал, центральной частью которого является «борьба нанайских мальчиков» между Лесорубом и Херманном, заканчивающаяся, разумеется, победой положительного героя, которая тоже внятно не показана.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После такого огромного, но все-таки еще неполного списка грубых ошибок и мелких неточностей по военной тематике следовало бы заклеймить позором всех военных консультантов картины. Однако, скорее всего, это не их вина. Ситуация в российском кинопроизводстве сейчас такова, что к мнению специалистов те, от кого реально зависит конечный результат, прислушиваются достаточно редко. Как уже было сказано выше, историческая достоверность совершенно не интересует деятелей киноискусства, работающих по принципу «прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше денег». Будучи сами в этом уверены, они, к сожалению, заставили в это поверить и многих других.

 

В итоге с горечью приходится констатировать, что лучше бы на наших экранах вообще не было никаких новых отечественных исторических фильмов, нежели появлялись бы такие отвратительные «шедевры».

 

Липатов П.Б., Плоткин Г.П., подполковник Прищепа С. В.

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS