rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 

Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


История вопроса

Первые попытки создать бронеавтомобиль были предприняты в России еще в начале века. В 1904 году подъесаул Сибирского казачьего корпуса М. Накашидзе разработал проект бронемашины. Построенная в следующем году, она успешно прошла испытания, и военное ведомство заказало десять таких броневиков, которые поступили на вооружение.

 

В 1914 году даже развитые страны имели всего лишь по нескольку разнотипных броневиков. И лишь с началом первой мировой войны началось серийное производство этих крайне  нужных фронтовикам машин. В России одну из первых партий изготовили на шасси грузовиков «Руссо-Балт-М». Небольшое количество броневиков сделали по проектам офицеров Мгеброва, Поплавке и Гулькевича. А с 1916 года в армии появились импортные бронеавтомобили.

 

Самым распространенным среди них был английский «Остин». Однако у этой неплохой в целом машины выявились серьезные недостатки. К ним относились прогибание заднего моста при езде по пересеченной местности, в результате чего заедали полуоси и движение становилось невозможным. Броня «остинов» была слишком тонкой (4— 5 мм), и ее с расстояния 200 м пробивала обычная винтовочная пуля. Две пулеметные башни, установленные рядом, мешали друг другу при стрельбе во фланг, а высокая крыша передней части корпуса мешала ведению огня  вперед. Пришлось «остины» партиями отзывать с фронта на доработку. На них устанавливали 6-мм броневые листы, усиливали задние мосты. Кроме того, боевой опыт показал, что большая часть бронеавтомобилей п

оражалась противником при развороте назад. Поэтому русские мастеровые, порой во фронтовых условиях, ставили на «остинах» вторые (задние) посты управления, что позволяло машине быстро, задним ходом, выходить из-под обстрела.

 

В конце концов,  Россия отказалась от иностранных броневиков. Закупали только шасси грузовых автомобилей, которые бронировались на Путиловском и Ижорском заводах. С 1916 года самыми распространенными в русской армии стали пулеметные двухбашенные машины на английском шасси «Остин» и на американском «Фиате» (выпускавшемся по итальян

ской лицензии). Чертежи «русского Остина» разработали инженеры Путиловского завода. На шасси полуторатонного грузовика с усиленными рамой, задним мостом и рессорами монтировали корпус из ижорской стали толщиной 8 мм, который винтовочные пули не пробивали с любых дистанций. Для защиты экипажа от осколков изнутри броневик обтягивали сукном или войлоком. Низкие башни разместили по диагонали, что позволяло вести одновременно фланговый огонь из обоих «максимов». Кожухи пулеметов имели броневое прикрытие и соединялись шлангами с дополнительными водяными баками, расположенными под крышей башни. Такая система улучшила охлаждение стволов. Бронеавтомобиль имел второй пост управления.

 

Для своих «остинов» англичане предусмотрели два комплекта колес. В обычных условиях машина разъезжала на пневматических, а перед боем ее «переобували» в боевые, с шинами из сплошной резины, не боявшимися ни пуль, ни случайных проколов. Неудобства такой системы очевидны: постоянно возить во фронтовых условиях «лишние» колеса и тратить время на их замену было непозволительной роскошью. Выход из положения был найден. Перед самой войной петербургский химик А. Гусс изобрел легкий и упругий наполнитель для шин бронеавтомобилей. Такие шины прозвали гуссматиками. Обутые ими «остины-путиловцы» пошли в бой.

 

В августе 1916 года на испытания вышел не совсем обычный броневик, построенный на Путиловском заводе. Собственно говоря, это был тот же «Остин», на котором вместо задних колес установили широкую резиновую гусеничную ленту типа «Кегресс». Передние колеса были уширены, а перед ними расположили катки небольшого диаметра, помогавшие преодолевать рвы и окопы. Новый «Остин» по проходимости значительно превосходил колесные броневики и почти не уступал им в скорости, развивая до 40 км/ч. Так впервые в мире были созданы боевые машины с комбинированным движителем. В 1917 году «остины-кегрессы» стали поступать в войска и показали себя настолько хорошо, что было решено переоборудовать в полугусеничные все бронеавтомобили русской армии.

 

В октябре 1916 года для полугусеничных бронемашин создали новую башню, из которой можно было вести огонь и по воздушным целям.

 

...Многие из 200 «остинов-путиловцев»  сражались на фронтах гражданской войны и состояли на вооружении в Красной Армии в 20-е годы.

  После гражданской войны в частях Красной Армии насчитывалось несколько десятков уже устаревших и сильно изношенных бронеавтомобилей. Пришло время заменить их современными броневиками, и это стало возможным после создания первых советских автомобилестроительных заводов. Раньше приступить к перевооружению бронечастей Красной Армии было невозможно. Страна находилась в окружении враждебных  государств, и нельзя было рассчитывать на то, что иностранные фирмы возьмутся выполнять советские заказы.

 

...7 ноября 1924 года по праздничной Красной площади в Москве прошли десять ярко-красных грузовиков. Это были первые автомобили советского производства АМО-Ф15. На борту одного из них алел плакат: «Обеспечим автомобилями наше детище — родную Красную Армию!» Через несколько лет на военных парадах появились армейские грузовики и созданные на базе АМО первые советские серийные броневики БА-27.

 

То, что выбор пал на АМО-Ф15, было естественно. Благодаря колесам относительно большого диаметра, значительному (245 мм) дорожному просвету (клиренсу) и небольшой массе проходимость этой простой и надежной машины была неплохой. Во время испытательного пробега в трудных дорожных условиях она показала свое превосходство над грузовиками иностранных марок и заняла первое место. Было доказано, что шасси советской машины вполне пригодно как база для бронеавтомобиля.

 

Работа над ним началась в 1926 году на заводе АМО под руководством начальника конструкторского отдела Б. Д. Строканова. Конструкцию разрабатывал его заместитель Е. И. Важинский. К лету 1927 года был готов технический проект, чуть позже при участии инженера И. И. Виттенберга испытали шасси. Будущей машине присвоили наименование БА-27: «бронеавтомобиль 1927 года». Затем шасси и всю документацию передали на Ижорский завод, где построили броневой корпус. После успешных испытаний в декабре 1928 года машину приняли на вооружение под названием «бронеавтомобиль БА-27 образца 1928 года».

 

На БА-27 ранних выпусков имелся второй, задний пост управления. Позже от него отказались, что дало возможность упростить конструкцию и сократить экипаж на одного человека. Боевой машине приходится действовать в куда более тяжелых условиях, чем обычному грузовику. К тому же она была отягчена массивным стальным панцирем: боевая масса БА-27 почти на целую тонну превышала полную массу АМО-Ф15. Поэтому конструкторы броневика усилили амовскую раму и рессоры, на колеса установили шины повышенной грузоподъемности, усовершенствовали механизм сцепления и установили дополнительный бензобак. Водители АМО-Ф15 запускали двигатель несъемной заводной ручкой. Для бронеавтомобиля это не годилось: под огнем заглохший мотор так заводить опасно. Поэтому БА-27 снабдили электрическим стартером. Вместо амовских ацетиленовых фонарей поставили электрические фары, что впоследствии проделали и на грузовике. Своеобразно на броневике решили проблему охлаждения двигателя.

 

Дело в том, что на АМО-Ф15 в качестве вентилятора использовался маховик двигателя диаметром 60 см, имевший восемь спиральных спиц-лопастей. Поскольку щелей в капоте не было, а снизу двигатель прикрывался поддоном, воздух, засасываемый маховиком в подкапотное пространство, неминуемо проходил сквозь радиатор. Но у БА-27 передняя часть радиатора была прикрыта двумя броневыми дверцами, открывавшимися с места водителя. Естественно, в боевой обстановке дверцы были закрыты, к радиатору поступало мало воздуха, и двигатель нередко перегревался. Чтобы избежать этого, дверцы снабдили четырьмя воздухоприемниками, прикрытыми броневыми «карманами».

 

Клепаный корпус БА-27 выполнялся из броневых листов толщиной 4—7 мм, причем передняя стенка была сделана с наклоном, что повышало противопульную стойкость машины. Сзади имелся ступенчатый выступ, который обеспечивал хороший обзор с кормового поста управления. Здесь же на наклонном листе снаружи крепилось запасное колесо.

 

В центре шестигранной клепаной башни на небольшом подвесном сиденье располагался стрелок. Слева от него находилась 37-мм пушка «гочкис», справа — 7,62-мм пулемет ДТ с убирающимся прикладом («Дегтярев, танковый»). В башне он крепился на шаровой установке, состоявшей из круглого гнезда в борту и поворачивающегося «яблока», в которое и вставлялся пулемет. Эта конструкция обеспечивала хорошие углы обстрела и при необходимости позволяла легко вынимать оружие.

 

С 1928 года бронеавтомобили БА-27 начали выпускать и на шасси новейшего по тем временам полуторатонного грузовика «Форд-АА» с четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 40 л. с. Вооружение и броневая защита остались, по сути, теми же, но боевая масса машин уменьшилась до 4,1 т.

 

До конца 1931 года советские заводы построили Около 100 БА-27. Многие из них участвовали в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии и в боях с белокитайскими милитаристами при вооруженном конфликте на КВЖД.

 

В 1929 году был сформирован опытный механизированный полк, включавший батальон танков МС-1, автобронедивизион, оснащенный БА-27, мотострелковый батальон и авиаотряд. В следующем году на базе этого полка была развернута 1-я отдельная механизированная бригада. Так было положено начало механизированным соединениям, с успехом применявшимся в Великой Отечественной войне.

 

Через несколько лет на вооружение Красной Армии поступили новые, совершенные бронемашины, которые заняли место БА-27. До наших дней сохранился всего лишь один экземпляр этой боевой машины. Кроме того, в свое время БА-27 был увековечен кинематографистами. Речь идет о фильме «Чапаев», в котором БА-27 «сыграл» роль броневика периода гражданской войны.

   БРОНИРОВАННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ

 

К концу 20-х годов стало ясно, что одного только бронеавтомобиля БА-27  Красной Армии было недостаточно. Тем более эта машина была довольно громоздкой и тихоходной. Армии требовался еще и подвижный пулеметный броневик, предназначенный в основном для разведки, связи и боевого охранения. В то время строить такие машины можно было только на базе стандартных коммерческих автомобилей с одной задней ведущей осью. Выбор пал на шасси машины, которую предполагалось выпускать по чертежам Форда на Нижегородском автомобильном заводе. Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса сравнительно большого диаметра (730 мм).

 

Новый бронеавтомобиль, получивший марку Д-8, был спроектирован и построен под руководством Н. И. Дыренкова (отсюда и индекс Д). Стремясь облегчить и уменьшить машину, сделать ее незаметней и в то же время обеспечить надежной бронезащитой, Дыренков отказался от традиционной башни и разместил  вооружение внутри приземистого корпуса. Оно состояло из пулемета ДТ с запасом патронов в 2079 шт. (в том числе 756 бронебойных), расположенного в правом лобовом листе, рядом с водителем, и такого же запасного пулемета, для которого по предложению К. Е. Ворошилова в кормовой части была предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в боковых стенках еще имелись бойницы, снабженные бронезаслонками, экипаж Д-8 в случае необходимости мог вести почти круговой обстрел. Корпус броневика, набранный из термообработанных плоских бронелистов различной формы, сваренных между собой, предохранял экипаж и двигатель от поражения обычными пулями и осколками снарядов.

Бронекапот с откидывающимися боковыми складными дверцами впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а воздух шел через наклонный бронелоток, защищавший переднюю ось и картер.

 

 Одновременно с Д-8 был разработан и построен его вариант Д-12, вооруженный еще и зенитным пулеметом системы «Максим». Он устанавливался на авиационной турели на крыше бронекорпуса. Из-за этого корпус в задней части пришлось изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине Д-12 уже не устанавливался. После всех этих переделок высота машины увеличилась до 2015 мм, боевая масса возросла на 70 кг, что, впрочем, не повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности, средняя скорость на проселочной дороге составляла 30 км/ч. При движении по снегу и грязи экипаж использовал старое средство — браслетные цепи противоскольжения. После испытаний обе бронемашины были приняты на вооружение.

 

 Однако через некоторое время Д-8 модернизировали, установив на нем поворотную башню с пулеметом ДТ в шаровой установке. А в 1932 году на основе Д-8 и на том же шасси (позже замененном аналогичным отечественным 1'АЗ-А), был построен бронеавтомобиль ФАИ. Однако новая, перспективная компоновка машины привела к значительному увеличению ее высоты (2240 мм) и боевой массы — до 2 т. Боевые качества модернизированного броневика заметно улучшились, поэтому все последующие советские бронеавтомобили были башенными.

 

Броневики ФАИ выпускались в 1933—1936 годах, участвовали почти во всех пограничных конфликтах,  и в начальном периоде Великой Отечественной войны.

 

Кстати сказать, довольно удачным оказался и железнодорожный вариант ФАИ. Для движения по рельсам поверх его колес одевались облегченные диски с железнодорожными ободами и ребордами, соответствующие нормальной рельсовой колее. На таком ходу ФАИ-железнодорожный легко развивал скорость до 86 км/ч. Существенным недостатком было большое время (около 30 мин) замены колес, требовавшей выхода экипажа наружу, и невозможность движения задним ходом быстрее 24 км/ч.

 

Стремление усилить бронезащиту и вооружение легких броневиков, снабдить их радиостанциями — тогда еще громоздкими и тяжелыми — неизбежно приводило к увеличению боевой массы. Стандартные легковые шасси уже не могли выдерживать такую нагрузку — на ФАИ она превосходила номинальную на 40—45%- В результате перегруженные колеса вязли на слабых грунтах. Пытаясь найти выход из положения, конструкторы попробовали применить трехосное шасси с двумя задними ведущими осями.

 

Вариант шасси на базе ГАЗ-А, созданный под руководством Л. В. Курчевского, был запущен в производство в 1934 году под маркой ГАЗ-ТК. В 1935 году на этом шасси Коломенский завод построил бронеавтомобиль ГАЗ-ТК. При том же вооружении и броне, что и на ФАИ, на этой машине была увеличена длина боевого отделения, что позволило разместить  рацию и третьего члена экипажа — радиста. Заметно возросла проходимость, преодолеваемый подъем достигал 22°, однако из-за того, что боевая масса составляла уже 2,62 т (при том же двигателе в 40 л. е.), максимальная скорость снизилась до 63,2 км/ч.

 

Учтя это, волжские автомобилестроители построили трехосное шасси ГАЗ-ААА (конструктор В. А. Грачев) с червячными задними мостами.

 

Однако после перехода Горьковского автозавода в 1936 году на выпуск нового легкового автомобиля М-1, который был значительно мощнее и прочнее ГАЗ-А, конструкторы решили использовать в качестве базы для легких бронеавтомобилей шасси «эмки».

 

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS