rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 

Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


Лихие предвоенные. Пушечные, связные, разведывательные.

БОЛЬШАЯ ПУШЕЧНАЯ СЕРИЯ

 

Пушечное вооружение выгодно отличало первый советский броневик БА-27 от большинства зарубежных боевых машин аналогичного назначения. И в последующие годы советские конструкторы продолжали работать над пушечными бронемашинами, способными выполнять ряд боевых задач наравне с легкими танками тех лет. Они могли поддерживать наступающую пехоту, уничтожать доты и бронетанковую технику противника, охранять свои коммуникации. Тогда колесные броневики по вооружению и защите почти не уступали легким танкам, но были легче их, дешевле, обладали большим запасом хода. Единственным, но существенным недостатком броневиков была слабая проходимость — следствие использования двухосных шасси с одной ведущей осью. Иное дело — шасси трехосные, у которых на задние, ведущие, оси приходится до 80% массы машины, а увеличенный сцепной вес обеспечивает значительное тяговое усилие на колеса. Использование такого шасси позволяло увеличить массу машины и за счет этого усилить вооружение, бронирование и запас топлива.

 

Приступая к созданию новых пушечных броневиков,  конструкторы сначала рассчитывали на импортное трехосное шасси «Форд-Тимкен» с 40-сильным двигателем, партии которого стали поступать в СССР с 1931 года. Осенью того же года на одной из бронерембаз попробовали установить на шасси «Форд-Тимкен» бронекорпус с вооружением БА-27. При полной боевой массе в 4,5 т модернизированный автомобиль (БА-27М) показал хорошую маневренность, преодолевал подъемы до 23° (у прототипа 15°), проходил без дозаправки 300 км. В боевой обстановке четверо человек, составлявших экипаж БА-27М, могли одновременно вести огонь из пушки и пулемета.

 

Работы над пушечными броневиками в 30-е годы в основном велись на Ижорском заводе под руководством инженера А. Д. Кузьмина. Там в 1931 году выпустили небольшую серию универсальных трехосных бронеавтомобилей Д-13 (конструктор Н. И. Дыренков). У этой машины массой 4,14 т, кроме 37-мм пушки со спаренным пулеметом, имелся второй ДТ, устанавливаемый в бортовых бойницах, а на кромке верхнего люка броне-корпуса была установлена авиационная турель с зенитным «максимом». Внутри самого бронекорпуса, сваренного из 8-мм листов, разместили кормовой пост управления (правда, скорость заднего хода не превышала 9 км/ч), а снаружи, у бортов, крепили запасные колеса. Передвигаясь по неровной местности, броневик перекатывался на них через препятствия, не садясь на днище. Любопытная деталь — конструкцию опоры башни Д-13 почти через полтора десятилетия повторили на супертанке «Мышонок» инженеры вермахта.

 

В 1932 году ижорцы создали 5-тонный, но компактный БАИ (бронеавтомобиль ижорский). Его цилиндрическая башня с 37-мм пушкой была смещена к корме и несколько опущена, а пулемет ДТ поместили в правом лобовом броне-листе. На ровной местности броневик развивал до 48 км/ч, при движении по вязкому грунту на двойные задние скаты экипаж надевал новинку тех лет, легкую металлическую гусеницу «Оверолл».

 

Стремясь усилить огневую мощь колесных боевых машин, конструкторы создали в 1934 году бронеавтомобиль БА-3 с башней и пушкой от танка Т-26. Ее разнообразные по назначению 45-мм снаряды обладали значительной начальной скоростью, а совершенная система наводки обеспечивала довольно высокую точность стрельбы. К сожалению, повышение боевых качеств  привело к тому, что боевая масса броневика возросла до 6 т, что, конечно, отрицательно сказалось на его проходимости, да и максимальная скорость БА-3 не превышала 45 км/ч.

 

К 1935 году на Горьковском автозаводе был освоен выпуск автомобиля ГАЗ-ААА с трехосным шасси (конструкторы А. А. Липгарт, О. В. Дыбов, В. А. Грачев и М. Н. Куперман), которое использовалось и на последующих моделях броневиков вместо упоминавшегося шасси «Форд-Тимкен». Уже в том же году из заводских ворот вышел БА-6, машина с тщательно продуманной формой корпуса и башни. Ее боевая масса (5,12 т) позволила применить 9-мм бронелисты. Кстати, на этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. В следующем году БА-6 модернизировали, установив на нем башню в виде усеченного конуса, улучшив форму корпуса и применив 50-сильный двигатель. Несмотря на 10-мм усиленную броню, установку массивной танковой радиостанции, боевая масса не только не возросла, а уменьшилась до 4,8 т.

 

Одновременно с БА-6М выпустили и облегченный (4,5 т) броневик БА-9, вооруженный только крупнокалиберным пулеметом ДК. Машина получилась более  подвижной и маневренной, но... недостаточно мощной.

 

Новые модели бронемашин выпускались чуть ли не каждый год и любая несла что-то новое. Именно так, методом проб, и подходили  конструкторы к самому массовому из средних пушечных бронеавтомобилей — знаменитому БА-10, производство которого началось в 1938 году.

 

Эта машина воплотила все лучшее, что было накоплено в конструкторских бюро за минувшее десятилетие. Достаточно сказать, что на БА-10 были применены усиленная передняя ось, подвески с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии, улучшенная система вентиляции и охлаждения двигательного отсека. Фары и ступицы передних колес прикрывались бронеколпаками. Неплохими были и ходовые качества — машина преодолевала подъемы до 24° и форсировала водные преграды глубиной до 0,6 м. Основное оружие БА-10 — усовершенствованная танковая пушка с боекомплектом в 49 снарядов — оснащалось телескопическим и перископическим прицелами.

 

Части РККА еще только осваивали новые броневики, а разработчики уже улучшили их конструкцию, выпустив в 1939 году БА-10М (5,36 т) с усовершенствованным рулевым управлением, усиленной бронезащитой радиатора и рацией нового образца.

 

Подобно некоторым предыдущим бронемашинам, у БА-6 и БА-10 имелись и железнодорожные «собратья». Правда, удачными их назвать нельзя, ибо, утеряв свойственные боевым колесным машинам маневренность и автономность, они ничем не превосходили бронедрезины специальной постройки.

 

Советские бронеавтомобили, созданные в 30-е годы, неплохо показали себя в пограничных конфликтах и в начальный период Великой Отечественной войны.

 ШТАБНОЙ, СВЯЗНОЙ, РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ

 

В ЗО-е годы в армиях многих стран довольно широко использовались обычные легковые автомобили в штабах, для командирской разведки и связи. Оснащение войск серийными автомобилями в случае войны повышало мобилизационные возможности промышленности. Однако для армейских целей обычные гражданские машины было желательно прикрыть хотя бы противо-пульной броней и вооружить пулеметом подобно тому, как был переделан ГАЗ-А, на базе которого в 1931 —1936 годах создавался бронеавтомобиль ФАИ.

 

Аналогичным образом было решено поступить и с более мощным автомобилем М-1 (конструкторы А. А. Липгарт, А. М. Кригер и другие). Правда, по ряду причин создать более надежную  бронезащиту и совершенное вооружение, чем на ФАИ, у очередной бронемашины сразу не удалось. Зато новый броневик БА-20 был оборудован приемопередающей радиостанцией (какой же штаб без связи!). Его корпус, сваренный из катаных листов, увеличили, в общем повторив компоновочную схему ранних бронеавтомобилей. В шаровой установке цилиндрической башни разместили  пулемет ДТ (боекомплект 1386 патронов), огонь из которого должен был вести стрелок, выполнявший обязанности командира экипажа.

 

Для кругового обзора предназначались смотровые щели в башне и корпусе, закрываемые изнутри бронезаслонками, и смотровые лючки в лобовом листе, дверях и корме.

Еще один люк — десантный — имелся в днище машины и предназначался для выхода экипажа из подбитой машины на поле боя.

 

Живучесть БА-20 обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность — усиленные полуоси заднего моста и рессоры. Но с улучшением ряда качеств машины возросла ее боевая масса. Утяжеление броневика, однако, почти не сказалось на его надёжности и проходимости — хорошие тяговые свойства двигателя позволяли БА-20 преодолевать подъемы до 15° и труднопроходимые участки.

 

БА-20 выпускался с 1936 года в течение пяти лет и стал самой массовой броневой колесной машиной Красной Армии, завоевав в войсках такую же популярность, что и его базовая модель — прославленная «эмка».

 

Бронированная машина с успехом прошла крещение огнем во время вооруженного конфликта на реке Халхин-Гол и неплохо показала себя в боях начального периода Великой Отечественной войны.

 

 В 1938 году БА-20, подобно другим броневикам, был модернизирован. На обновленной машине, получившей обозначение БА-20М, установили пулестойкую башню конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию со штыревой антенной, был увеличен запас хода. Естественно, после такой модернизации боевая масса БА-20М возросла до 2,52 т, что несколько ухудшило его динамические качества и проходимость. В том же году, использовав запас бронекорпусов от прежней модели бронеавтомобиля, Ижорский завод наладил производство легких (2 т) и маневренных машин ФАИ-М на шасси «эмки». В боевом отношении они практически не уступали БА-20, если не считать уменьшенного (на один диск) боекомплекта, но не имели рации.

 

В 1936 году построили и железнодорожный вариант БА-20, у которого, кроме обычных колес, имелись и заменяющие их по необходимости стальные диски с ребордами, способными катиться по рельсам. Масса этой машины составляла уже 2,78 т.

 

Боевая техника стареет быстро. Уже в конце 30-х годов защита и оружие БА-20 стали недостаточными даже для легких разведывательных броневиков, которым «положено» лишь эпизодически вступать в огневой контакт  с  противником. Настало время усилить бронирование БА-20, чтобы надежно защитить экипаж уже от бронебойных пуль и осколков. Правда, конструкторы, приступив к работе, сознавали, что очередная модернизация повлечет за собой и увеличение боевой массы машины.

 

Оставалось одно: вновь применить на легком бронеавтомобиле трехосное шасси с двумя задними ведущими мостами — только в этом случае можно было сохранить маневренность бронированного разведчика. Такое шасси — ГАЗ-21 — грузоподъемностью 950 кг было построено на базе той же «эмки» летом 1937 года на Горьковском автозаводе (конструкторы В. А. Грачев, И. Г. Сторожко) и в течение полутора лет прошло испытания.

 

Одной из его важнейших особенностей была «грузовая» четырехступенчатая коробка передач, которая вдвое увеличивала силовой диапазон трансмиссии и резко повышала тяговые возможности машины при меньшем, в полтора раза, удельном давлении колес на грунт: сцепной вес возрастал почти вдвое!

 

В начале 1939 года на шасси ГАЗ-21 построили опытный образец бронеавтомобиля БА-21, толщина брони которого была увеличена до 10—11 мм. В лобовом листе разместили дополнительный пулемет ДТ, огонь из которого полагалось вести радисту. Несмотря на увеличенную боевую массу (3,24 т), проходимость машины заметно возросла — она уверенно передвигалась по пересеченной местности и мягким грунтам, преодолевала подъемы до 22°. Но несоответствие передаточного числа трансмиссии двигателю все же сказалось — максимальная скорость БА-21 не превышала 52,5 км/ч.

 

Этого недостатка удалось избежать на последующей модели бронеавтомобиля, ЛВ-23, которая была построена в конце того же года. Эту машину оснастили мощным шестицилиндровым     двигателем «Додж» (72 л. с.) — прообразом отечественного мотора ГАЗ-11, только что запущенного в производство. Поэтому машина, не отличавшаяся особенно от БА-21 по защите, оружию, габаритам и боевой массой (3,5 т), развивала скорость до 71,5 км/ч. Но для легкого бронеавтомобиля, главным качеством которого считается маневренность, одной только скорости было недостаточно.

 

На ЛБ-23 история трехосных неполноприводных бронемашин и закончилась. Заметно превосходя по проходимости обычные двухосные автомобили, они были излишне громоздкими, тяжелыми и недостаточно надежными. Опыт работы убедил конструкторов в том, что будущее за автомобилями полноприводными, со всеми ведущими осями.

  ПЕРВЫЕ АМФИБИИ

 

В процессе совершенствования бронетанковой техники были созданы бронированные вездеходы, уверенно преодолевавшие бездорожье, крутые подъемы и канавы. Только реки оставались для них непреодолимым препятствием. Проблему надо было срочно решать, поскольку не каждый мост выдерживал тяжелую бронированную машину.

 

Правда, начиная с 1932 года, танкостроители сумели обеспечить войска средствами форсирования водных преград, разработав ряд образцов удачных плавающих танков. Широкие, низкие, напоминающие понтоны корпуса, гусеничный движитель позволяли танкам-амфибиям сохранять остойчивость на плаву и сравнительно легко преодолевать границу между водой и сушей. Сложнее обстояло дело с автомобилями, тем более с громоздкими броневиками. Большие колеса и ниши, предназначенные для них, высокий центр тяжести затрудняли создание остойчивого водоизмещающего корпуса с хорошими гидродинамическими свойствами и в приемлемых для армии габаритах. Кроме того, предстояло еще разработать привод гребного винта, уплотнения выходов многих вращающихся валов, систему охлаждения двигателя на плаву. К тому же колесный движитель не обеспечивал надежного сцепления колес с вязким грунтом у берегов. Но, как говорится, игра стоила свеч, ибо успех сулил значительно расширить боевые возможности бронеавтомобилей.

 

Проектировать плавающий броневик поручили группе ижорских конструкторов во главе с талантливым инженером Н. Я. Обуховым. В конце 1932 года на базе трехосного шасси «Форд-Тимкен» был построен плавающий бронеавтомобиль-дрезина БАД-2. Ижорцы впервые в мире попытались создать универсальную вездеходную бронемашину с мощным пушечно-пулеметным вооружением. В передней конической башне размещалась 37-мм пушка (60 снарядов), в цилиндрической кормовой, установленной несколько ниже, на уступе корпуса — пулемет ДТ. Еще один ДТ находился в шаровой опоре лобового листа.

 

Водонепроницаемый корпус длиной 5,28 м с заостренным носом, сваренный из 6-мм листов катаной брони, на первый взгляд напоминал бронекатер, поставленный на колеса. Впервые в отечественной практике корпус бронеавтомобиля был несущим — все агрегаты связывала броня.

 

На колеса задних ведущих осей надевались металлические гусеницы, повышавшие проходимость машины по мягким грунтам. Для езды по рельсам колеса заменяли железнодорожными бандажами. Движение на плаву обеспечивал гребной винт, укрепленный на конце червяка передачи заднего моста, а маневрирование производилось путем поворота передних колес.

 

БАД-2 оборудовали рацией, оснастили двумя баллонами, с помощью которых выпускалась дымовая завеса, а для откачки воды, попавшей в корпус, служил трюмный насос. При сравнительно большом забронированном объеме масса БАД-2 составляла всего 4,6 т, поэтому машина развивала на рельсах скорость 65 км/ч, по дороге — 50 км/ч и на плаву — 5 км/ч.

 

Показанный на первомайском параде 1933 года в Ленинграде броневик произвел сильное впечатление: до той поры никто не видел колесную боевую машину, переплывавшую такую широкую реку, как Нева. Начало было многообещающим, но представители армии потребовали усилить броню и вооружение, повысить надежность машины.

 

Это было сделано на ПБ-4, построенном в 1935 году на базе такого же трехосного шасси. В единственной башне этого броневика разместили  танковую пушку калибром 45 мм (52 снаряда) со спаренным пулеметом ДТ. Конструкторы упростили конфигурацию несущего бронекорпуса, сделав его близким к форме БА-3. При возросшей боевой массе (толщина брони достигла 7 мм) плавучесть машины улучшили, установив по бортам близ кормы понтоны, заполненные прессованной пробкой.

 

Размещенный, как на БАД-2, трехлопастной гребной винт, к сожалению, вращал при движении в воде колеса, что увеличивало гидродинамические потери машины. Воздух для охлаждения двигателя подавался через нижний носовой люк, который водитель закрывал перед входом в воду. Из моторного отделения нагретый воздух удалялся через щели в бортах за отделением управления. В систему охлаждения двигателя входил и теплообменник, омываемый забортной водой, что позволяло избежать одного из главных недостатков предшествовавшей модели — перегрева мотора и облегчить условия работы экипажа.

 

Проходимость ПБ-4 по суше улучшали съемные гусеницы «Овер-ролл» и запасные колеса, установленные по бортам, которые могли' свободно вращаться.

 

Выпущенный небольшой серией для войсковых испытаний, ПБ-4 позволил накопить опыт работы по созданию плавающих бронемашин и по их применению в армии.

 

Однако малая удельная мощность двигателя предопределила и низки» средние скорости этой в общем-то удачной машины. Поэтому боевую массу очередной модификации, ПБ-7, построенной в 1937 году, заметно уменьшили (до 4,5 т), в основном за счет корпуса более рациональной формы. Это новшество позволило обойтись без бортовых поплавков. Увеличенный наклон стенок из 8-мм бронелистов (лоб и башня) повысил пулестойкость корпуса, защищавшего экипаж из 3 человек, а использование отечественного трехосного шасси ГАЗ-ААА с 50-сильным двигателем способствовало тому, что возросла удельная мощность машины, а отсюда — ее маневренность и скорость, особенно на плаву.

 

Только все это далось  дорогой ценой. В конической башне ПБ-7 стоял только один пулемет ШКАС (боекомплект 1000 патронов), пусть скорострельный, но обычного, «винтовочного» калибра, что, конечно, снизило боевую мощь колесной амфибии.

 

Добавим, что на этом броневике, выпущенном, как и его предшественники, малой серией, не удалось избавиться от все тех же недостатков: низкой надежности перегруженного шасси, плохой маневренности на плаву, затруднительного входа в воду и выхода на сушу.

 

Все эти недостатки в сочетании с одновременным появлением весьма удачных по тем временам плавающих танков привели к тому, что плавающие броневики так и не получили широкого распространения. Зато годы работы над ними позволили инженерам решить ряд важных проблем, тем самым заложив основу для создания в послевоенные годы более удачных образцов плавающих боевых машин.

 

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS