rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 

Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


«ЛАТНИКИ» XX ВЕКА

Окончилась первая мировая война. На полях ее сражений были использованы легкие, средние и тяжелые танки. И все-таки некоторым специалистам казалось, что всего этого разнообразия мало. Полковник Ж. Этьенн и английский майор Дж. Мартель еще в 1915 году мечтали о «роях бронированных застрельщиков». Эту идею после войны возродил известный военный теоретик Дж. Фуллер. Он считал, что нужно иметь множество легких и дешевых в производстве бронированных машин, рассчитанных на одного-двух человек.

 

Первый подобный проект разработал в нашей стране в 1919 году инженер Максимов. Конструктор стремился создать простую и дешевую боевую машину. Он назвал ее «Щитоносна.». Единственный член экипажа «Щитоноски» размещался в ней... лежа, что позволяло получить предельно малую высоту машины. Но, само собой разумеется, в таком крайне неудобном положении водитель танкетки не мог одновременно управлять ею и стрелять из пулемета, он даже не мог наблюдать за полем боя. А чуть позже в британское военное ведомство обратился Мартель со своим проектом сверхлегкого танка для одного человека. Получив отказ, он в 1924 году приступает к строительству его в своем гараже.

 

Конструированием мини-танка занялись также капитаны В. Лойд и Дж. Карден в мастерской, принадлежавшей Кардену.

Усилия Мартеля увенчались успехом: в 1925 году он демонстрирует представителям военного министерства своего рода гибрид между автомобилем и танком. Машина понравилась, и автомобильные фирмы «Моррис» и «Кроссли» повели дальнейшую разработку идеи Мартеля. Министерство заинтересовалось также работой Кардена и Лойда и поручило заводу «Виккерс-Армстронг» предоставить им свою техническую базу. Так была построена целая серия одноместных и двухместных танкеток — как стали называть эти сверхмалые танки («танкетка» — французское уменьшительное от английского слова «танк»), В ходе испытаний выяснилось, что один человек не может справиться с функциями водителя, наблюдателя и стрелка. От идеи одноместной танкетки отказались. Последняя модель ее — «Карден-Лойд» Мк-У1 (конец 1928 г.) — стала одновременно и одной из самых известных и одной из самых критикуемых машин в мировом танкостроении. Ее приняла на вооружение английская армия, но ввиду слабости броневой защиты танкетка эта применялась ограниченно — в качестве легкого артиллерийского тягача. Кроме того, она послужила базой для опытных самоходных установок 47-мм пушки и 94-мм миномета.

 

Танкетка Мк-У1 была надежной машиной предельно простой конструкции. Двигатель в асбестовой изоляции размещался в середине корпуса, между местами водителя и стрелка, что позволило уменьшить длину машины, сохраняя достаточно большую ширину, и тем самым повысить ее маневренность. Она имела планетарную коробку передач и автомобильный дифференциал в качестве механизма поворота. Поддерживающих роликов не было — верхняя ветвь гусеницы скользила по желобу. Пулемет с водяным охлаждением системы Виккерс помещался в съемной установке, мог быть легко снят с машины и установлен для стрельбы на треноге, которую возили на крыше. Ввиду отсутствия башни высота танкетки была невелика.

Низкое расположение центра тяжести предотвращало опрокидывание ее на крутых склонах.

 

Танкетку Мк-У1 ввиду явных тактических недостатков (прежде всего из-за отсутствия башни, что не позволяло достаточно эффективно использовать вооружение) сняли с производства уже через год.

 

В конце 20-х годов в капиталистическом мире разразился экономический кризис. Английское правительство не могло выделять крупные средства на содержание и вооружение армии. С другой стороны, английская военная промышленность нуждалась в рынках сбыта своей продукции. Танкетке требовалось создать рекламу. Ведь именно эта дешевая и простая в производстве машина в годы финансовых затруднений обещала удовлетворить запросы теоретиков механизированной войны. Для колониальных держав она была просто находкой. Тогда же страницы журналов и газет обошла фотография лошади и танкетки, стоявших рядом. Смотрите, мол, как невелик современный бронированный «конь», дешев, надежен в любых условиях и требует минимального ухода. Возможно, реклама сыграла свою роль: танкетки Мк-У1 закупили 16 стран, а Италия, Польша, Франция, Чехословакия и Япония приобрели лицензию на ее производство. Для нужд английской армии было построено 325 танкеток и более сотни на экспорт. 5 танкеток купила Боливия и применила их в войне с Парагваем (1932— 1935 гг.). Саудовская Аравия использовала такие танкетки в многочисленных пограничных инцидентах с Йеменом. Первые же боевые столкновения показали уязвимость танкеток даже для стрелкового оружия. Несостоятельной оказалась концепция использования танкеток как механизированной брони пехоты. Но этим увлечением в 20-х и в начале 30-х годов «переболели» почти все армии мира.

 

В конце 20гх годов советские конструкторы, уже имевшие некоторый опыт строительства танков, создали несколько экспериментальных образцов тайкеток. В то время считали, что Красная Армия нуждается в легкой многоцелевой бронированной машине — для разведки, охранения, осуществления связи и сопровождения танковых частей.

 

Главное конструкторское бюро Оруднйно-Арсенального треста разработало танкетку Т17 («Лилипут»), В сентябре 1927 года строительство ее поручили заводу в Ленинграде. Танкетка была задумана в двух вариантах: пулеметном и пушечном. Специально для нее сконструировали двигатель воздушного охлаждения, трансмиссию и резино-металлическую гусеницу. Несколько позже по типу танка МС1 разработали двухместную танкетку Т23, представлявшую собой как бы его облегченный вариант. Постоянного вооружения на ней не было; она могла служить как пулемето-воз или легкий бронетранспортер.

 

В 1929—1931 годах выпущено несколько машин Т17 и Т23, но в серийное производство они так и не пошли.

 

Не отставали от других и конструкторы Франции и США. С 1921 по 1928 год уже известная нам фирма «Сен-Шамон» создала четыре экспериментальных образца одно- и двухместных колесно-гусеничных танкеток. Для одного человека предназначалась и американская танкетка Т1 фирмы «Каннин-гем» (1928 г.).

 

Но все эти разработки так и не вышли из стадии эксперимента.

  

В Англии танкетки не получили широкого распространения, они использовались лишь как пулеметовозы и тягачи. Значительно большее развитие эти машины получили в странах, закупивших лицензии на их производство.

 

 В 1930 году Советский Союз закупил некоторые образцы зарубежной военной техники, в том числе и танкетку «Карден-Лойд МкУ1». Но прежде чем начать серийный выпуск машины, ее пришлось доработать, устранив имевшиеся недостатки. Этим и занялся коллектив конструкторов во главе с Н. Н. Козыревым. Усовершенствованная модель под маркой Т-27 была принята на вооружение приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Однако производство танкеток, начатое в конце того же года, в тридцать третьем было прекращено (выпущено 2600 штук) по причине неудачной конструкции машины, которая не позволяла эффективно использовать вооружение.

 

 Годом раньше ту же танкетку и лицензию на ее производство закупило и правительство Польши. Сразу же начались работы по ее модернизации: подвеску усилили дополнительной листовой рессорой, поставили более мощный двигатель и новую коробку передач. Танкетка «получила» броневую крышу и под маркой ТК-3 в июле 1931 года была принята на вооружение. В 1931—1933 годах было построено более трехсот ТК. Затем на основе опыта эксплуатации этих машин конструкторы разработали новую модель — ТК5, с более рациональной установкой броневых листов большей толщины. Пулемет поместили в улучшенной шаровой установке. Были усилены также элементы подвески и увеличена ширина гусеницы. На ТК5 устанавливался более мощный двигатель, перископический прибор наблюдения системы Гундляха и оптический прицел к пулемету. ТК и ТК5 состояли на вооружении отдельных рот в пехотных дивизиях, в кавалерийских бригадах, в отдельных эскадронах разведывательных танков. К началу войны эти машины составляли основу польских бронетанковых сил. В боях с немецкими войсками они не раз поддерживали отчаянные контратаки польских войск, неся при этом тяжелые потери. Всего в 1934—1936 годах было выпущено 300 танкеток марки ТК5.

 

 В 1930 году и итальянское военное министерство купило лицензию на производство танкетки «Карден-Лойд МкУ1», поручив ее строительство известной фирме «Фиат-Ансальдо». В ходе работ танкетку усовершенствовали, и в результате в 1931 году на свет появился первый образец, который спустя два года и был принят на вооружение под маркой «малый танк Фиат-Ансальдо СУ-З/ЗЗ». При модернизации была радикально изменена ходовая часть, увеличены толщина брони и размеры машины. Все это привело к увеличению веса и потребовало установки более мощного двигателя. 1935 год. Появилась новая модификация «малого танка» — СУ-3/35, отличавшаяся от предыдущей установкой спаренного пулемета. На базе танкетки СУ-З/ЗЗ была создана огнеметная машина с бронированным баком-прицепом (для огнесмеси). Дальность огнеметания составляла 45—60 м. Танкетки использовались итальянцами в войне против Эфиопии в 1934—1935 годах. Однако во время сражений в Испании (1936—1939 гг.) обнаружилась их полная непригодность к борьбе против танков, к тому же оказалось, что машины СУ пробиваются даже крупнокалиберными пулями. Тем не менее  применялись еще и в годы второй мировой войны.

 Производство этих машин прекратилось в 1937 гбду (выпущено их было более 2500, в основном СУ-3/35). Немало их было продано и за границу — Австрии, Бразилии, Болгарии, Венгрии и Китаю. В армиях двух последних стран они принимали участие в боевых действиях.

 

Всемирное «увлечение» танкеткой нашло сторонников и в Чехословакии. Министерство народной обороны поручило фирме ЧКД договориться с английским концерном «виккерс-Армстронг» о покупке лицензии на производство все той же «Карден-Лойд МкУ1». Было решено создать улучшенную модель танкетки. Она была построена, и в 1933 году министерство заказало 70 танкеток, производившихся на заводах ЧКД. Назвали машину «танчиком». Одновременно другая фирма — «Шкода» — начала выпуск танкетки МU-4, рассчитанной на экспорт.

 

Во Франции Рено в 1930 году создал свою танкетку. Но в ее конструкции прослеживается значительное влияние «карден-лойдов». Основным ее назначением считалось снабжение механизированной пехоты в бою. Машина и называлась «пехотный трактор UE». Выпускалась она серийно в 30-х годах и, как правило, не имела вооружения. Захваченные в 1940 году немцами танкетки оборудовались неподвижной рубкой и оснащались пулеметами.

 

Таким образом, мы видим, что подобные машины были широко распространены в армиях многих стран. Их назначением была разведка и охрана, а также сопровождение кавалерии. Но и в этих случаях от танкеток требовалось не только обеспечивать защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня, но и по возможности эффективно использовать свое вооружение, помехой чему было отсутствие вращающейся башни.

 

Вообще же эти машины дали толчок к развитию малых танков, бронетранспортеров и плавающих танков. На базе танкеток строились бронетягачи, командирские машины и т. д.


РАЗВИТИЕ ТАНКЕТКИ

 

Итак, у танкетки обнаружился большой недостаток: слабость вооружения. И дело заключалось не только в отсутствии пушки: в определенных ситуациях для действий против живой силы противника оказывался достаточным и пулеметный огонь. Но и пулемет в танкетке был размещен не лучшим образом — в лобовом листе корпуса, и имел весьма ограниченный угол обстрела. Если же цель появлялась сбоку, машину приходилось поворачивать. И все же говорить о закате танкетки было бы преждевременным. Военным конструкторам хотелось сохранить ее привлекательные стороны: простоту конструкции и малые размеры. Это, кстати, облегчало и удешевляло производство и упрощало подготовку экипажей. У танкетки выявились и другие положительные качества — хорошая маневренность, способность действовать в стесненных условиях (в лесу и в горах) и довольно высокая скорость.

 

Однако она (ввиду малых размеров) не могла преодолевать воронки и окопы, а тонкая броня не позволяла применять ее на поле боя для поддержки атакующей пехоты. Такие попытки дорого обошлись итальянцам в ходе гражданской войны в Испании. Усиление броневой защиты неизбежно влечет за собой и увеличение массы. И как следствие — к утере вышеназванных достоинств танкетки (прежде всего возможности использования маломощных автомобильных агрегатов).

машину можно с успехом применять только в целях разведки и охранения. Надо лишь более эффективно использовать ее вооружение и улучшить маневренность (в частности, 4научить» плавать).

 

Чтобы усилить действенность вооружения, конструкторы решили во вращающейся башне установить пулеметы.

 

По этому пути и пошли англичане и японцы в начале 30-х годов. В 1932 году инженеры фирмы «Виккерс — Армстронг, не мудрствуя лукаво, установили пулеметную башню на корпусе танкетки «Карден-Лойд Мк-У1в». Но машина эта выглядела уродливой: относительно большая башня на довольно легком шасси. Гибрида назвали разведывательным танком «Карден-Лойд» образца 1932 года. Масса новой машины (по сравнению с исходной) выросла всего лишь на 600 кг. К тому же на ней поставили новый двигатель, что позволило увеличить скорость движения.

 

Примерно в те же годы на основе все той же танкетки «Карден-Лойд» был создан тягач с радикально измененной хо^вой частью. В то время среди инженеров фирмы «Виккерс — Армстронг» шел спор: какими должны быть опорные катки легких машин — большого или малого диаметра? Первые уменьшают сопротивление движению и создают меньше шума, вторые обеспечивают большую гибкость подвески и менее уязвимы от огня противника. Для проверки обеих концепций упомянутый тягач оснащался катками большого диаметра, сблокированными попарно, с листовыми рессорами в качестве упругого элемента. На базе этой автомашины и был создан легкий разведывательный танк «Виккерс-Карден-Лойд» образца 1933 года. Масса его заметно увеличилась и достигла 3,8 т. Мощный сильный двигатель обеспечивал скорость 48 км/ч. Экипаж же оставался прежним — два человека. Вооружение составлял пулемет калибра 7,71 мм или 12,7 мм. Броня — 7—9 мм. В английской армии танк не использовался, а производился для экспорта — в Бельгию,

 

начало целой серии легких разведывательных танков, состоявших в производстве до 1940 года. Так возникла первая линия развития танкетки — легкие разведывательные танки.

 

Вторая линия (или, лучше сказать, вариант ее) воплотилась в малые плавающие разведывательные танки. Первый вариант такой машины был создан на базе упомянутого выше тягача в 1930 году. Он получил широкую известность во всем мире, хотя в английской армии имел ограниченное применение. Назывался он танк-амфибия «Карден-Лойд» 1931 года и был закуплен Китаем, Таиландом, Японией.

 

У нас на смену танкетке Т-27 в 1932 году пришел малый плавающий танк Т-37 массой 2,9 т. Однако в производство и на вооружение поступил уже его улучшенный вариант Т-37А, отличавшийся от своего предшественника большей массой, несколько увеличенной длиной и наличием поплавков вдоль корпуса машины. Он обладал существенным новшеством — винтом с поворачивающимися лопастями для обеспечения заднего хода. Это снимало необходимость в механизме реверса вращения вала винта. Т-37 был создан конструкторским коллективом во главе с Н. Н. Козыревым и состоял в производстве с

 

1933    по 1936 годы, пока его не сменил более совершенный Т-38.

 

Японцы, закупив лицензию на английскую танкетку «Карден-Лойд», сразу же отказались от развития ее безбашенного варианта. После двух лет работы они создали внешне совсем непохожую на свою прародительницу машину. Это была танкетка, или малый танк, образца 2592 года — так обозначался наш 1932 год по традиционному японскому летосчислению. Ходовую часть японцы разработали заново, она послужила образцом для почти всех последующих танков. Машина получилась простой и надежной и прослужила более десяти лет.

 

Наш рассказ мы закончим историей о третьей линии танкеток — разведывательных бронетранспортерах. Идея Этьенна о «бронированных застрельщиках» нашла свое воплощение в серии машин, созданных для английской армии и широко применявшихся во второй мировой войне.

 

В 1935 году английское военное министерство решило купить у фирмы «Виккерс — Армстронг» созданные ею в 1934 году в порядке частной инициативы два варианта машины; пулеметовоз и артиллерийский тягач. В 1937—1938 годах они были модернизированы и получили название от марки установленных на них пулеметов. Это были «Брен-Керриер», «Виккерс-Керриер», а в 1940 году появился «Юниверсал-Керриер» («Керриер» — значит носитель). Легкие, слабо бронированные, эти машины обслуживались экипажем из 2—3 человек. Часть машин марки «Брен» для борьбы с другими, столь же легко бронированными машинами противника вооружалась противотанковым ружьем системы «Бойс». Их было построено более 40 тыс. штук — цифра говорит сама за себя. Наибольшее применение они нашли в кампаниях в Северной Африке, Индии, Малайе, где неплохо себя зарекомендовали.

 

После войны англичане продолжали развитие этого типа бронетанковой техники (например, бронетранспортер < Оксфорд» 1947 года). История развития этой линии танкетки протянулась на пол-столетие.

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS