rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 
Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


Средние танки лучше легких

СРЕДНИЕ ЛУЧШЕ ЛЕГКИХ

 

 

В тридцатые годы в армиях всех стран преобладали легкие танки. Но многие конструкторы понимали, что, как только пехота получит в достаточном количестве мобильные, «вписывающиеся» в рельеф местности противотанковые пушки, песенка легких танков будет спета. Еще до гражданской войны в Испании в ряде стран начали создавать средние танки массой около 20 т, броня которых могла противостоять снарядам ПТО на расстоянии 500—1000 м. Опыт сражений в Испании положил конец колебаниям военных специалистов: средние танки стали основными боевыми машинами. В 1934 году французы приступили к созданию среднего танка для подвижных соединений. Год спустя фирма SOMUA предложила прототип такой машины, получившей обозначение 5-35. Не уступая R-35 и Н-35 по бронированию и вооружению, она превосходила их в скорости и запасе хода. И вскоре стала рассматриваться как основной танк. Корпус его собирался на болтах из трех литых деталей. Литыми были также башня, маска пушки, командирская башенка и т. д. За счет множества люков выход из машины и доступ к агрегатам облегчался, но одновременно снижалась снарядостойкость танка. Пушка (34-го калибра) в то время была, пожалуй, наиболее мощным противотанковым средством. Благодаря использованию литья можно было дифференцировать толщину брони, сделать корпус обтекаемым и получить большой внутренний объем.

 

В 1940 году выпускалась новая модель S-40 с более мощным 220-силь-ным двигателем и усовершенствованной системой подвески. Это, несомненно, лучший довоенный французский танк и сильнейший противник, которого встретили немецкие «панцеры» при оккупации страны. S-40 превосходили тогдашние немецкие танки в вооружении и бронировании, однако  уступали  им в скорости, средствах связи и наблюдения.

 

Одновременно с французами в 1935 году средний танк начали создавать немцы. Конкурс на лучшую 15-тонную машину выиграла фирма «Даймлер-Бенц», в 1936 — 1938 годах выпустившая 70 предсерийных танков Т-111 модификаций А, В, С и О. Машина модификации Е, производившаяся с декабря 1938 года, стала серийным танком, который был основным в гитлеровской армии в 1940—1942 годах. Масса его теперь составила 19,5 т. На Т-111 Е устанавливалась 37-мм полуавтоматическая пушка и три пулемета. По новому конструкторы решили и ходовую часть машины.

 

После боев 1940 года во Франции» в которых участвовали около 350 Т-111, предполагалось вооружить танк 50-мм пушкой длиною 60 калибров. Но Управление вооружения немецкой армии решило установить на машинах T-111В, Т-111Gи Т-111Н пушку длиной 42 калибра с низкой начальной скоростью снаряда (685 м/с). Это обошлось немецким танковым частям очень дорого. После жестоких уроков, преподанных вермахту Красной Армией, с декабря 1941 года на танках Т—111I стали устанавливать длинноствольную 50-мм пушку (начальная скорость бронебойного снаряда, пробивавшего с 500 метров 75-мм броню, — 835 м/с; аналогичные данные и для подкалиберного снаряда — 115 мм и 1130 м/с).

 

Т-111 имел индивидуальную торсионную подвеску, планетарный механизм поворота и хорошие средства наблюдения и связи. Управление осуществлялось с помощью сервопривода. Но по основным боевым характеристикам он, несмотря на перевооружение, не мог равняться с  Т-34. Попытки усились толщину его брони не удались. Это привело лишь к увеличению массы машины и к снижению ее проходимости, и без того невысокой. В августе 1943 года, выпустив 5691 танк 12 модификаций, производство Т-111 прекратили.

 

В конце 30-х годов пытались наладить у себя производство средних танков и вооруженные силы Венгрии. Немцы отказались продать им лицензию на выпуск Т-IV и предложили воспользоваться разработками «Шкоды», а именно — взять за основу недоработанный чешский образец Т-22. Венгерские инженеры заново сконструировали многие узлы, увеличили толщину брони и усилили вооружение машины. Двигатель заменили на выпускавшийся местной фирмой. В новой башне танка разместились 3 человека. Первый прототип венгерского танка, получив шего название 40М «Туран», был готов в августе 1941 года, а два месяца спустя началось его производство. На вооружение армии «тураны» начали поступать в 1942 году.

 

На машинах устанавливалась чешская лицензионная 40-мм пушка А17, этого было явно недостаточно, поэтому еще в 1941 году начались работы по усилению вооружения 40 М. В мае 1943 года войска получили танк 41М «Туран» 75, или «Туран II», с короткоствольным 75-мм орудием. Всего было выпущено 129 штук 41М. Они оказались малонадежными, сложными в производстве и слабо вооруженными.

 

Японское командование, начав в 1937 году войну с Китаем, тоже пришло к выводу о необходимости для армии массового среднего танка. Конструкторы фирмы «Мицубиси» создали в том же году танк «Чи-ха». Он повторял основные конструктивные решения легкого «Ха-го» (в частности, имел ту же систему подвески инженера Т. Хара), но был лучше вооружен и бронирован. В башне теперь размещались 2 члена экипажа. Корпус собирался на заклепках из броневых листов, расположенных наклонно в носу и корме.

После проведенной в 1939 году модернизации «Чи-ха» на нем установили новую башню с 47-мм длинноствольной пушкой, бронебойный снаряд которой имел начальную скорость 825 м/с и пробивал с 500 метров 75-мм броню. Всего в 1942 году японцы выпустили около 1200 «Чи-ха».

В 1941 году они разработали усовершенствованную модель, назвав ее «Чи-хе» образца 1 со сварным корпусом и измененной броневой лобовой деталью толщиной 50 мм, с лучше бронированной башней и 12-цилиндровым 240-сильным дизелем. Экипаж новой машины увеличился до 5 чел., масса до 17,2 т, и скорость возросла до 44 км/ч. Вооружение осталось прежним. С 1942 года было выпущено 587 «Чи-хе».

 

Танки «Чи-ха» и «Чи-хе» были основными японскими танками до конца второй мировой войны. На базе «Чи-ха» создавались самоходные установки (75-мм гаубицы, 75- и 77-мм пушки), командирские и мостовые танки и ремонтно-эвакуационные машины. После войны около 350 «Чи-ха» попали в руки китайцев.

 

В конце 30-х — начале 40-х годов налаживалось производство средних танков. Они  стали основой  бронетанковых войск.

 ОСНОВНОЙ ПРОТИВНИК

 

Разрабатывая средний танк Т-111, вооруженный 37-мм пушкой; командование германского вермахта считало необходимым иметь и другой танк, с пушкой большего калибра. Ее осколочно-фугасный снаряд должен был с успехом поражать противотанковые орудия и разрушать полевые укрепления. 75-й калибр немцы посчитали достаточным для достижения своих целей. Поэтому в 1934 году генералитет предложил ряду фирм разработать именно такой средний танк. С этого момента началась карьера Т-1У, прошедшего всю вторую мировую войну и воевавшего на всех театрах боевых действий в Европе и Азии. Он стал и самым массовым немецким танком (выпущено более 8500 штук).

 

В 1935 году из нескольких проектов был отобран проект фирмы Круппа, а еще два года спустя, в 1937—1938 годах, заводы выпустили несколько десятков машин модификаций А и В в так называемых установочных партиях. До начала войны гитлеровские войска имели 134 машины модификации С, одетой в 30-мм броню и развивавшие  скорость по шоссе 40 км/ч. Масса танка равнялась 19 т, дальность хода — 200 км. В башне Т-1V устанавливалось короткоствольное 75-мм орудие, спаренное с пулеметом  Другой пулемет помещался за лобовым листом корпуса. Бронебойный снаряд (начальная скорость 385 м/с) пробивал с расстояния в 500 м 39-мм броню. Позднее в боекомплекте появился еще и кумулятивный снаряд, поражавший 100-мм броню.

 

Напав 1 сентября 1939 года на Польшу, немецкая армия уже тогда имела 211 машин Т-1У, в ходе боевых действий командование оценило танк, и он был утвержден наряду с Т-111 в качестве основного. С декабря 1939 года развернулось его массовое производство.

 

К началу французской кампании в мае 1940 года в частях немецкой армии, размещенных на западных границах рейха, находилось всего 278 Т-1У, Они также активно использовались в боях. Результатом сражений в Польше и во Франции было то, что на танке до 50 мм увеличили толщину лобовой брони, до 30 мм — бортовой и до 50 мм — башенной. Масса его достигла 22 т (модификации Е и выпускавшиеся в 1939—1941 годах). Незначительно, с 380 до 400 мм, была увеличена ширина гусениц.

 

Когда гитлеровские орды напали на СССР, тут же выявилась слабость вооружения Т-1У. Перед нашим Т-34 эта машина была совершенно бессильна, поэтому немцы решили срочно установить на ней длинноствольную пушку и усилить бронирование, тем самым хоть как-то уравнять Т-1У с Т-34, Весной 1942 года Т-1У вооружили новой 75-мм пушкой длиной 43 калибра (подкалиберный снаряд ее имел начальную скорость 990 м/с и пробивал с 500 м 108-мм броню). Танк этот получил обозначение Т-IV F2. В 1942 году выпускались машины модификации G, в 1943-м — Н и с июня 1944 года до конца войны — I. Танки двух  последних модификаций имели 80-мм лобовую броню корпуса, на них устанавливалась пушка длиной ствола 48 калибров. Ее подкалиберный снаряд поражал с 500 м броню толщиной 120 мм: Масса машин возросла до 25 т, что, естественно, снизило их проходимость  На Т-1У увеличили запас горючего, и соответственно до 300 км возрос запас хода. С 1943 года на танках стали устанавливать 5-мм экраны, защищавшие борта и башню сбоку и сзади от кумулятивных снарядов и пуль наших ПТР.

 Сварной, простой конструкции без рационального угла наклона броневых листов корпус танка имел много люков, что, в свою очередь, облегчало доступ к разным механизмам, но одновременно снижало его прочность. На Т-1У устанавливалась башня многогранной формы с люками в бортах. Вращалась она с помощью электромотора или вручную. Командирская башенка оборудовалась пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. Смотровые приборы также устанавливались по обе стороны маски пушки и в боковых люках башни. Т-1У оснащался 12-цилиндровым карбюраторным двигателем «Майбах» водяного охлаждения. Ходовая часть состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра с листовыми рессорами в качестве упругих элементов, сблокированных по два. Т-1У оказался надежной и легкоуправляемой машиной. Однако проходимость его оказалась недостаточной, особенно слишком утяжеленных танков последних модификаций. Хорошо вооруженный и имевший отличную броню, он превосходил все танки союзников, кроме американских М4 некоторых модификаций и английской «Кометы» Однако Т-1У уступал нашей тридцатьчетверке по всем характеристикам, кроме, пожалуй, толщины лобовой брони.

 

 Отработанная и хорошо освоенная промышленностью база Т-1У использовалась при создании ряда боевых и вспомогательных машин. С апреля 1943 года до конца войны заводы рейха и порабощенных стран выпустили около 300 штурмовых танков «Гризли». Эти, по существу, самоходные установки, вооруженные 150-мм короткоствольным орудием, впервые опробовались в боях на Курской дуге в июле 1943 года. Настоятельную потребность армии в СПТУ немцы пытались удовлетворить за счет выпуска штурмовых орудий, аналогичных выпускавшимся на базе Т-111. При массе 13 т они вооружались 75-мм пушкой в 48 калибров длиной и имели 800-мм лобовую броню. С декабря 1943 года по конец войны их выпустили более 1100 штук. Модификация этих машин, называвшихся танк-истребитель IV, имела ту же 75-мм пушку и броневые листы корпуса с рациональными углами наклона. Масса ее 24 т, а толщина лобовой брони со-ставляла 60 мм. В 1944 году построили 770 штук «истребителей».

 Недостаточная эффективность 75-мм пушки в борьбе с советскими танками потребовала поставлять СУ с более мощным вооружением. Поэтому с августа 1944 года выпускалась самоходка, называвшаяся, впрочем, танком Т-1У/70, вооруженная 75-мм пушкой, но уже длиной в 70 калибров, такой же, как и на танке «Пантера». Но машины эти оказались слишком тяжелыми, ходовая часть их, особенно передние катки, быстро выходила из строя. Однако они стали весьма эффективным противотанковым оружием (подкалибер-ный снаряд 75/70-мм пушки с 1000 м пробивал под углом 30° 149-мм броню).

 

На базе Т-1У с 1943 года выпущено и 500 СУ «Носорог» с 88-мм противотанковой пушкой, и более 700 СУ «Шмель» со 150-мм пушкой.

 

Старые танки Т-1У в 1944 году переделывались в зенитные самоходные установки, вооруженные 37-мм или счетверенными 20-мм автоматическими пушками во вращающихся башнях.

 

 «Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во время второй мировой войны, — писал английский историк Д. Орджилл, — ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34». Действительно,  тридцатьчетверка,  уже в июньских боях 1941 года показала полное преимущество перед танками вермахта. Т-34 выходил победителем в схватках с вражескими танками, оставаясь неуязвимым для их снарядов. Вспоминая сражения тех времен, генерал-лейтенант Н. К. Попель писал: «Немцы пристрелялись, и прямо в лоб переправлявшемуся танку врезается снаряд. Солнцу не затмить красноватых искр. А танк как ни в чем не бывало сворачивает направо и направляется в нашу сторону».

 

« Наши противотанковые средства могли успешно действовать против Т-34 только при особо благоприятных условиях...» — свидетельствовал генерал-полковник вермахта Г. Гудериан.

 

   Советским инженерам, пожалуй, впервые в мире удалось создать боевую машину, отвечающую самым различным, порой противоречивым требованиям. И это было далеко не случайно. Поставив задачу создать средний танк, обладающий противоснарядным бронированием, конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, М. И. Таршинов и другие сразу отказались от многобашенной схемы. Ведь машина с оружием,, размещенным в нескольких точках, прикрытая усиленной до 60 мм броней, оказалась бы перетяжеленной и сложной в производстве и эксплуатации. Новый танк должен был воплотить все лучшее, современное, что могла только дать техника конца 30-х годов.

Тридцатьчетверка получила 76-мм пушку со стволом длиной 30,6 калибра, снаряд которой обладал начальной скоростью 635 м/с. Такой артсистемы в те годы не имел ни один танк мира. Корпус, собранный из 45-мм броне листов, установленных под рациональным углом наклона, обладал повышенной стойкостью — вот почему вражеские снаряды оставляли на нем только вмятины или рикошетировали. Дизель В-2 мощностью 500 л. е.,разработанный К. Ф. Челпаном, И. Я. Трашутиным, Я. Е. Вихманом и другими, оказался лучшим танковым двигателем второй мировой войны. Эти и другие новшества  превратили Т-34 не просто в очередную модель гусеничной боевой машины, но в нечто принципиально новое, ознаменовавшее качественный скачок в мировом танкостроении.

 Непревзойденные качества тридцатьчетверки выявились уже во время пробега двух ее первых экземпляров в феврале — марте 1940 года из Харькова в Москву, сквозь стужу и слякоть. Машины продемонстрировали членам правительства, которые санкционировали серийное производство.

 

Немецкие Т-Ш и Т-1У уступали Т-34 в бронировании, вооружении и проходимости. Английская «Матильда», оснащенная всего 40-мм пушкой, была по сравнению с ним тихоходом. Французский С-35 был недостаточно защищен.

 

 Т-34 непрерывно совершенствовался в процессе производства. Директор одного из заводов, Ю. Б. Максарев, однажды заметил, что в конструкцию тридцатьчетверки ежегодно вносилось до 3500 улучшений. Так, уже в 1941 году танк оснастили 76-мм пушкой образца 1940 года с удлиненным стволом, что позволило увеличить начальную скорость снаряда до 662 м/с. Такие снаряды пробивали 60-мм броню боевых машин противника на дистанции 1000 м. Внедрение литой башни позволило упростить технологию и увеличить выпуск военной техники.

  В следующем году на Т-34 появились гусеницы с увеличенными траками, что заметно улучшило и без того хорошую проходимость, и несколько удлиненная башня. На ее крыше вместо одного разместили два люка — для командира и заряжающего, а со стен для увеличения прочности убрали смотровые приборы и лючки, через которые экипаж мог вести огонь из «пистолетов. Одновременно боекомплект увеличили с 77 до 100 снарядов. Дополнительные топливные баки позволили увеличить запас хода по шоссе до 465 км, а внедрение пятискоростной коробки передач значительно улучшило тяговые качества двигателя.

 

 С 1943 года на Т-34 устанавливается шестигранная башня, увенчанная командирской башенкой с пятью смотровыми приборами. Это улучшило условия наблюдения за обстановкой на поле боя. Несмотря на то что после очередной модернизации масса машины возросла до 31 т (тридцатьчетверка образца 1940 года весила 26,3 т), на ходовых качествах это практически не сказалось. Одновременно в части действующей армии начали поступать ОТ-34: те же Т-34, только у них вместо курсового пулемета стоял огнемет.

 

 ...Запустив тридцатьчетверку в серию еще до войны, А. А. Морозов приступил к проектированию улучшенного танка Т-34М, двигатель которого располагался не вдоль, а поперек корпуса. К середине 1943 года Т-43 (такое обозначение получила новая машина) доставили на испытания. Этот 34-тонный танк обладал усиленной защитой — толщина бронелистов корпуса составляла 75 мм, а башни — 90 мм. Правда, в скорости Т-43 несколько уступал предшественнику, что и помешало «сорок третьему» пойти в серию. Да и конструкторы уже подумывали об оснащении нашего основного среднего танка более мощным артиллерийским вооружением. Поэтому появление в битве на Курской дуге « тигров» и «пантер» (форма корпуса которых была заимствована у Т-34) не застало советских инженеров врасплох. В войска начал поступать Т-34 с утолщенной башней, в которой находилась 85-мм пушка. Ее снаряды массой 9,2 кг, обладавшие начальной скоростью уже 792 м/с, прошивали насквозь 100-мм бортовую броню нацистских танков. А в августе 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме новые тридцатьчетверки 53-й гвардейской танковой бригады выбили 39 тяжелых «королевских тигров»!

 

Тем временем А. А. Морозов приступил к работе над наследником Т-34, средним танком Т-44, в котором был воплощен опыт Великой Отечественной войны. Он положил начало большому семейству советских средних танков, поступивших на вооружение Советской Армии в послевоенные годы.

 

  «Не было лучшей боевой машины ни в одной армии, — говорил о Т-34 Маршал Советского Союза И. С. Конев. — Ни один танк не мог идти с ней в сравнение: ни американский, ни английский, ни немецкий. Как мы благодарны были за нее нашим уральским и сибирским рабочим, техникам, инженерам!»

 

 

 

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS