rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 
Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


ТАНК В РАЗВЕДКЕ

Разведка, разведчики... В нашем воображении возникают подобные призракам фигуры, которые неожиданно появляются и тихо, бесследно исчезают. Скрытность — основное условие успеха. Ну а как себе представить танк в разведке? Каковы его тактико-технические характеристики? Прежде всего размеры машины и масса ее должны быть невелики. Это облегчит маскировку и даст возможность пройти и по мягкому грунту, и через легкий мостик. К таким танкам предъявлялось и еще требование — высокая скорость при низком уровне шума.

 

И вот на рубеже 20—30-х годов родился легкий разведывательный танк, переняв эту «эстафетную палочку» у танкетки. Вначале он был, ,по сути дела, развитием этой линии танков. Причем во вновь созданных машинах можно было использовать уже освоенные промышленностью автомобильные агрегаты: двигатели, коробки передач и дифференциал в качестве механизма поворота.

 

Английские легкие танки Виккерс-Карден-Лойд МкVII (1929 г.) и МкVIII (1930 г.) послужили как бы прикидкой перед строительством на протяжении всех 30-х годов большой серии разведывательных машин. Первым среди них был легкий танк МкI. На нескольких выпущенных образцах отрабатывались различные системы ходовой части, подвески и вооружения. Одни машины имели листовые полуэллиптические рессоры в качестве упругого элемента подвески при сблокированных попарно опорных катках, другие —5 (модификация МкIА) — спиральные рессоры. В качестве вооружения использовались пулеметы Виккерса, калибра 7,71 мм (с водяным охлаждением ствола), либо крупнокалиберные — 12,7 мм, а на МкI А4 Е10 устанавливались оба сразу — один над другим. Броневые листы крепились на болтах к каркасу из уголков, причем лобовые детали располагались с большим углом наклона. Модификации МкII и МкIII несколько отличались формой корпуса и башни. На них была установлена радиостанция, что для разведчика, естественно, крайне важно. Дальнейшим вариантом был разведчик МкIV (1932 г.). У него уже корпус служил конструктивным элементом (к нему крепился движитель и агрегаты моторно-трансмиссионной группы). Ленивец отсутствовал. Эти изменения позволили снизить вес машины на 0,2 т (по сравнению с МкIII — 4,5 т). Оба образца были вооружены одним крупнокалиберным (12,7-мм) и одним 7,71-мм пулеметами. Скорость машин серии МкIV благодаря установке более мощного (88 л. с.) двигателя достигла 59 км/ч. Запас хода равнялся 210 км.

 

В 1931 году во Франции была принята программа моторизации армии, в которой важное место уделялось созданию семейства легких разведывательных машин, как гусеничных, так и колесных. Один из результатов программы — разработанный фирмой Рено легкий танк АМR VT образца 1933 года. Машина имела оригинальную подвеску с использованием гидравлических (масляных) амортизаторов. Двигатель располагался справа от боевого отделения. В 1934—1935 годах было выпущено 123 машины этого типа, которые, войдя в состав кавалерийских полков и специальных разведчастей, приняли участие в боях 1939—1940 годов. Они отличались высокой скоростью и неплохой проходимостью, но были слабо вооружены и ненадежны в эксплуатации. Поэтому специалисты решили улучшить этот образец, для чего установили новый двигатель, упростили подвеску (гидравлические амортизаторы были заменены каучуковыми блоками), усилили вооружение (в трех вариантах: пушка 23-мм или пулемет 13,2-мм, спаренные с 7,5-мм пулеметом, или два 7,5-мм пулемета). Скорость же машины (получившей обозначение АМRZT образца 1935 г.) и проходимость остались прежними. Однако условия работы экипажа улучшились: агрегаты машины стало обслуживать куда легче. Были усовершенствованы и приборы наблюдения, Масса танка достигла 6,5 т. АМRZT (выпущено 200 шт.) состояли на вооружении французской армии в начале второй мировой войны.

 

В 1934 году шведская фирма Ландс-верк создала, используя автомобильные агрегаты (двигатель, коробка передач), разведывательный танк Lа-100. Его разработкой руководил немецкий инженер с заводов Круппа О, Меркер. Машина обладала множеством новшеств: индивидуальной торсионной подвеской опорных катков, наклонным расположением носовых и бортовых броневых листов, конической башней и перископическими прицелами. Очень высокая удельная мощность — 29 л. с. позволила развить большую скорость. Это был типичный, очень неплохой разведывательный танк. Однако шведы решили, используя конструктивные решения «разведчика», создать более тяжелый «универсальный» танк, поэтому Lа-100 и не пошел в серию.

 

Японцы тоже не отставали в создании малых разведывательных танков, хотя сплошь и рядом, пользуясь отсутствием у противника (китайцев) противотанковой артиллерии, применяли их для сопровождения пехоты. Первым японским легким танком (собственно танкеткой) был малый танк «2592». Вооружение его — 1 пулемет — было слишком слабым даже для такой машины. В 1937 году он был заменен новым малым танком обр. «97» ТК (из обозначения видно, что его продолжали считать танкеткой). «97» сохранил ходовую часть своего предшественника, специально разработанную японскими конструкторами и послужившую основой для последующих машин (катки спарены на «коромыслах» с горизонтально расположенной спиральной пружиной в качестве упругого элемента, спрятанной в бронированную трубу). ТК внешне был схож с танкеткой «2592», но внутренняя компоновка изменилась: двигатель поместили в кормовой части (у «92» справа по борту), и теперь это был дизель почти вдвое большей мощности. Танк получил и пушечное вооружение. Следует отметить большой угол наклона лобового броневого листа — достоинство, слегка испорченное выступающей будкой водителя. Использовали ТК часто не по назначению — опять же для сопровождения пехоты. На его базе создали грузовой транспортер, разведывательную машину с открытой рубкой без вооружения и танк для наведения управляемых по радио машин.

 БРОНЕВАЯ РАЗВЕДКА

 

Главный штаб французской армии не был удовлетворен разведчиком АМR  из-за слабости его вооружения. Считалось, что кавалерийским соединениям нужны легкие танки, которые, помимо разведки, могли бы поддержать всадников в бою (особенно в рейдах по тылам противника). Поэтому конструкторам было дано задание разработать на базе АМR новую машину с усиленным вооружением и бронированием. И здесь опять-таки всех обогнал Рено. Созданный им танк АМС-35 в 1935 году был принят на вооружение во французской армии. Это была машина, имевшая массу 14,5 т, вооруженная 25мм или 47-мм пушками и пулеметом. Толщина брони достигала 40 мм, управлял же танком экипаж из 3 человек. Однако увеличение массы даже при установке более мощного двигателя (180 л. с.) не могло не сказаться на скорости — она не превышала 40 км/ч. Этих машин было выпущено 150 штук. Они участвовали в боевых действиях 1939—1940 годов и состояли на вооружении еще и в бельгийской армии.

 

Англичане, продолжая модернизировать свой легкий разведывательный танк, улучшали в первую очередь его ходовые качества. В 1934 году появилась модификация МКV (боевая масса 4,83 т, вооружение — 1 — 12,7-мм и 1 — 7,71-мм пулеметы, экипаж — 3 человека), а в 1935 году — МкVI. Башни машин были оборудованы командирской башенкой и имели вращающийся полик. Танки МкVI выпускались вплоть до 1940 года (всего построено около 1200 штук), четыре их варианта незначительно отличались конструкцией башни и ходовой части. Несколько сотен этих легких машин в ходе боев в Северной Франции в мае 1940 года погибли или достались немцам. Британская армия использовала их массово и в Северной Африке в 1940—1941 годах.

 

Обладая только пулеметным вооружением, танки оказались очень уязвимыми от огня даже стрелкового оружия. Вот почему английские танкисты в 1941 году с большой радостью пересели на легкие американские машины МЗ. До начала 70-х годов англичане больше не строили легких разведывательных танков.

 

В пустынях Северной Африки «тонкокожие» британские разведчики встретились, по существу, с таким же, как и сами, «анахронизмом», только лучше вооруженным, — это был итальянский разведчик L6/40.

 

В 1935—1936 годах фирма «Фиат — Ансальдо» занялась разработкой танка, лучше вооруженного и бронированного, чем танкетка СУ-3/35. В результате работ было создано несколько моделей 5-тонной машины, вооруженной 37-мм пушкой. Она была предшественницей разведывательного танка Lб/40 (легкий, 6-тонный, обр. 1940 года). Его ходовая часть состояла из сблокированных попарно обрезиненных катков в тележке с выгнутым балансиром. Подвеска тележек была торсионной, а направляющее колесо (для увеличения опорной поверхности) опущено на землю.

 

Танк L6/40 выпускался в 1940— 1942 годах (всего построено, считая и самоходные установки на его базе, 283 штуки) и состоял на вооружении итальянской армии до момента капитуляции страны в сентябре 1943 года, а затем использовался немцами. Это была довольно неплохая и надежная машина, однако слабо вооруженная и бронированная. И тем не менее ее длинноствольная пушка оказалась эффективным оружием для борьбы на африканском фронте с плохо вооруженными английскими бронетранспортерами и легкими танками.

 

В составе итальянской армии L6/40 воевали и на территории СССР в 1942 году. Тогда они были ее самыми мощными танками. Ясно, что сравнивать их с советскими боевыми машинами того времени бесполезно, счет будет не в пользу «итальянцев».

 

Созданная на базе Lб/40 самоходная противотанковая установка (СУ) вооружалась 47-мм полуавтоматической пушкой с клиновым затвором. Ее бронебойный снаряд весил 1.65 кг и имел начальную скорость 775 м/с. Корпус самоходной установки был полностью бронирован 15-мм листами; экипаж, как и у танка, состоял из 2 человек. Эти машины еще могли сражаться с легкими танками англичан, но для борьбы со средними и тяжелыми машинами не годились. Таким образом, и танк L6/40 и СУ на его базе устарели уже в момент своего рождения.

 


В начале 1940 года, когда в Европе шла война, на вооружение Красной Армии поступил разведывательный плавающий танк Т-40 Он был создан конструкторским коллективом во главе с Н. А. Астровым. Корпус машины, изготовленный из катаных листов, соединенных сварными швами или клепкой, в верхней своей части (для обеспечения плавучести и устойчивости на воде) был уширен. В корме, в специальной нише, устанавливались винт и руль. Двигатель размещался в средней части корпуса справа. Сцепление и коробка передач были автомобильного типа. Подвеска танка индивидуальная, торсионная. Радиостанции имелись только на командирских машинах.

 

Такие танки, в конструкции которых использовались автомобильные агрегаты, были просты в изготовлении, их могли строить автомобильные заводы. Это было большим преимуществом. Танки Т-40 выпускались в 1940 и в первой половине 1941 года. Они отличались хорошей проходимостью и маневренностью на воде. Вооружение и бронирование его оказались слабыми, особенно в тех случаях, когда из-за острой нужды в танках в начале Великой Отечественной войны наши войска применяли эти легкие машины и для сопровождения пехоты. Конструкция Т-40 отличалась тем, что в ней был ряд узлов от серийных автомобилей, выпускавшихся отечественной промышленностью. И собирались танки на автозаводах.

 

На базе Т-40 коллектив конструкторов во главе с Н. А. Астровым создал новый легкий танк Т-60 с усиленным вооружением (20-мм авиационная пушка ТНШ) и бронированием, но он не плавал. Его ходовая часть осталась прежней, а броневые листы устанавливались на корпусе под более рациональными углами наклона. Выпуск машины начался в сентябре 1941 года и продолжался более года. Всего выпустили около 6000 танков Т-60, отличавшихся неплохой маневренностью и хорошей проходимостью. К тому же дешевых и простых в производстве. Типичный разведчик, он, однако, из-за упомянутых причин часто использовался и в наступательных операциях. В ходе сражений стало ясно, что вооружение легких танков недостаточно, поэтому в начале 1942 года тот же конструкторский коллектив создал новую машину — Т-70 с 45-мм пушкой и усиленным бронированием: листы корпуса и башни, установленные

 с рациональными углами наклона, соединялись клепкой или сваркой. Позднее башни изготовлялись литыми. С сентября того же года Т-70 выпускался с усиленной ходовой частью (в частности, ширину гусениц увеличили с 260 до 300 мм). Эти машины с боевой массой 9,8 т получили обозначение Т-70М. Они оснащались двумя автомобильными двигателями ГАЗ-70 по 70 л. е., а толщина их бортовой брони достигала 15 мм. Командир Т-70М (как и во всех уже описанных машинах с экипажем 2 человека) выполнял несколько функций, что приводило к снижению прицельной скорострельности из пушки. В связи с этим в начале 1943 года Т-70 был снят с производства и заменен Т-80, который можно назвать «зенитным» танком, так как угол возвышения пушки и пулемета составлял 60°. Из него, оснащенного зенитным коллиматорным прицелом, танкисты могли вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий во время уличных боев. В увеличенной башне Т-80 размещались два члена экипажа. Бортовая броня машины стала толще, увеличились мощность двигателя, масса и высота танка.

 

Но строительство Т-80 длилось недолго: осенью 1943 года из-за недостаточно сильного вооружения и бронирования легких танков их выпуск полностью прекратился.

 

Т-70 и Т-80, несмотря на отмеченные недостатки, остались лучшими легкими танками второй мировой войны, к тому же Т-70 — второй по массовости советский танк (построен но 8315 штук). В 1942 году наша промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охранения.

 

Англичане, «увлекавшиеся» разведывательными танками в 30-е годы, с началом второй мировой войны полностью прекратили их строительство, предпочитая им американские машины МЗ и М5..

 Легкий МЗ (не путать с МЗ средним!) с усиленным бронированиём и измененной ходовой частью появился в конце 1940 года. Он был создан на базе танке М2А4, выпущенного в небольших количествах годом раньше. Американцы планировали использовать эти разведывательные машины для действий в пустынных и лесистых местностях. МЗ легкий производился до 1943 года в четырех модификациях (всего их построено около 13,5 тыс.). В середине 1941 года эти машины оснащались стабилизатором вооружения. А год спустя с танка модификации МЗА1 (дабы снизить силуэт) убрали командирскую башенку, чуть позже — курсовые пулеметы и установили электропривод башни. Машины третьей модификации имели сварной корпус совершенно новой формы с рациональными углами наклона лобовых и бортовых броневых листов. Увеличенным был боекомплект и запас горючего. Часть машин имела дизельные двигатели.

 

МЗ приняли боевое крещение в ноябре 1941 года в Африке. Англичане именовали их «Генерал Стюарт». Надежность ходовой части и механизмов и подвижность этих танков оказались высокими. Помимо всего прочего, они обладали самой наибольшей скоростью среди танков того времени.

 

С июля 1943 по 1944 год под маркой М5 (модификации М5 и М5А1) выпускался улучшенный вариант танка. Внешне схожий с МЗАЗ, он имел два новых бензиновых двигателя, установленных в корме машины, и трансмиссию. Крутящий момент через гидромуфты и КП с гидравлическим управлением передавался двухступенчатому планетарному редуктору. В конструкции М5 предусматривались автоматическое переключение передач и двойной дифференциал в качестве механизма поворота.

 

Во время войны и германские специалисты пытались создать быстроходный разведывательный танк, считая, что находившийся на вооружении Т-II из-за малой скорости не в состоянии эффектно выполнять функции разведчика. Поэтому фирма МАN, получив в сентябре 1939 года заказ на разработку такой машины, решила использовать свои заделы — экспериментальные танки VК901 и VК1601. Прототип новой машины — VК1301 — унаследовал от них торсионную индивидуальную подвеску расположенных в шахматном порядке опорных катков, широкие гусеницы, а следовательно, достаточную проходимость. Были улучшены приборы наблюдения и связи. Башня не имела смотровых щелей. Вместо этого у командира и наводчика имелись перископы кругового обзора. Этот танк под названием Т-IIL, или «Лухс» («Рысь»), выпускался в 1943—1944 годах. Фирма первоначальный заказ на выпуск 800 машин не выполнила (всего построено 100 штук). Осталось «на бумаге» и намерение вооружить «Лухс» 50-мм пушкой. Причина — поспешный перевод промышленности на выпуск противотанковых СУ и основных танков, которые позарез требовались гитлеровским войскам, терпящим сокрушительные поражения от советской техники.

 

 

 

 

 

rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS