rotmistr

         О Г Л А В Л Е Н И Е


 
Всё!!!   Самое!!!   Интересное!!!   Здесь!!!

        Форменные мундиры Российской Императорской армииКто из нас сейчас , не задумываясь, может назвать воинские звания Русской Императорской армии и армий Белого движения. Молодежь вообще назвать ничего не сможет, разве. что "Адмиралъ", вот так,именно с твердым знаком. Поколение постарше выдаст набор : поручик( у все на памяти "Белое солнце пустыни и его гламур с револьвером), штабс-капитан(тут вне всякого сомнения "Адьютант его превосходительства" штабс-капитан Кольцов), капитан(капитан Овечкин из контразведки "Неуловимые мстители"), ну и атаманы, вахмистры и есаулы из "Тихого Дона" и "Тени исчезают в полдень" и еще десятки и сотни фильмов и спектаклей, в которых мелькают офицерские погоны и звания, прошли и не остались в памяти. Большинство из нас свято уверенно, что погоны и звания в Красной Армии, введенные в 1943 году практическим полностью соответствуют форме и погонам царской армии, изменились только лишь некоторые названия, вместо скажем, подпоручик, стал зваться лейтенант. Попадающиеся то в одном, то в другом художественном, а иногда в документальном произведении, офицерские звания и их пояснения настолько разнятся, что не знаешь , что и думать. Например - есаул это кто, какому аналогу воинского звания соответствует. В конце концов, стало интересно, в чем сходство, а в чем различие. Приобщение к этой теме дало такой объем материала, что на первых порах показалось, что всей жизни не хватит, чтобы все это переварить и осознать.


  Казачество  Первые сведения о казаках появились в конце 13-начале 14 веков. Тогда тюркское слово «qazaq» переводилось как «странник», или «тюркский казак», то есть - один воин, а не народ. Первые казачьи общины появились 8 середине 15 века. Слово «казак» обозначало тогда еще образ жизни, а вовсе не сообщество людей. В середине 15 века польско-литовские монархи и московские князья поручили казакам охранять от татар степные границы, а после - заселять отвоеванные земли. Такие казачьи общины состояли в основном из русских и украинцев, вскоре к ним присоединились принявшие христианство татары , бывшее местное население захваченных земель, а также некоторые Северокавказские племена. К началу Первой Mировой войны существовало 11 казачьих армий. которые насчитывали 4 миллиона 500 тысяч человек. Эти войска били рассеяны между Черным морем и Тихим океаном, вдоль Южных границ Российской Империи. Из 11 казачьих общин только 4 (Донская, Терская Кубанская и Уральская) были сформированны как этно-культурные группы. Остальные были социальными, но все общины были закрытыми наследственными кастами. Чтобы считаться казаком, нужно было родиться в казацкой семье, а произвести в казаки могло лишь царское правительство. Сначала в этой войне казаки использовались как кавалерия, а потом были переведены в пехоту и служили в окопах.









   Форменные мундиры Красной Армии
  До 1943 года, во внешнем облике советского военнослужащего преобладал суровый аскетизм. Во всяком случае, по фильмам о гражданской войне, трудно было понять о том, существовала ли в Красной Армии вообще какая-либо система внешнего отличия скажем командира роты от командира взвода. Как вообще боец Красной армии, находясь, предположим в увольнении мог понять, что перед ним командир , а не курьер в кожанке на мотоцикле. Наверное, большинство людей, не сильно интересовалось подробностями, что обозначают кубари и шпалы на петлицах красных командиров в предвоенный и военный период. Не то, чтобы совсем не было интересно, а как-то в фильмах и книгах звучали привычные "лейтенант", "капитан" или "полковник". Конечно бывали ситуации, когда при чтении книги или повести на военную тематику сталкивался с фразами типа" судя по двум шпалам на петлицах это был майор...", из памяти мгновенно выскакивал привычный нам всем погон советского майора с одной звездочкой, но развитие сюжета отвлекала от вопроса, оставшегося в подсознании до лучших времен. Будем считать, что эти лучшие времена наступили.
  




 
Форменные мундиры Третьего рейха«Я шесть лет выковывал Вермахт», — сказал как-то Гитлер, имея в виду годы с 1933 по 1939, т. е. от момента своего прихода к верховной власти в Германии до начала им же мировой войны. Тем не менее, официально о создании новой армии он объявил лишь в марте 1935 года. Часто под словом «Вермахт» подразумевают только Сухопутные войска гитлеровской Германии, считая Люфтваффе и Кригсмарине самостоятельными частями ее вооружен­ных сил. Это в корне неверно. Вермахт (Wehrmacht, что означает «силы обороны») — это и есть вооруженные силы Германии 1935—1945 годов, состоявшие из Сухо­путных войск, Люфтваффе и Кригсмарине. Однако Вер­махтом не исчерпывались все вооруженные силы Рейха. К ним необходимо причислить очень многочисленную немецкую полицию, в состав которой впоследствии вхо­дили даже танковые полки. И, конечно же, войска СС.

 
Купить ссылку здесь
(Цена: 5 руб)


Поставить к себе на сайт
Яндекс.Метрика

Не зарегистрирован
[/П] [/P]





 



Реклама 


Танки поддержки пехоты

 

Самыми распространенными в большинстве иностранных армий с середины 20-х до середины 30-х годов были легкие танки сопровождения пехоты, которые вели свою родословную от французского «Рено FТ». Потомки, конечно, внешне мало походили на своего прародителя. Однако основные конструкторские решения машины — небольшая масса, легкое, часто только пулеметное, вооружение, невысокая скорость передвижения и противопулевая броня при малочисленном (2— 3 чел.) экипаже — сохранились.

 

В нашей стране продолжателем традиций FТ явился танк МС (малый сопровождения), или Т-18 . 20 ноября 1929 года части Особой Краснознаменной Дальневосточной армии окружили близ станции Маньчжурия крупные силы белокитайцев. Враг, спровоцировавший конфликт на КВЖД, не пожелал сдаться. Как выяснилось позже, офицеры убедили солдат: красные зверски убивают пленных. Оставалось одно — атака пехоты и тотальный артиллерийский обстрел позиций противника. Более трех часов шел бой только за первые укрепления. За ними — еще несколько линий, а как сильно поредели ряды штурмующих! Поначалу подмога дала знать о себе стальным лязгом и ревом моторов. Из снежной мглы показались массивные корпуса танков. Прикрыв красноармейцев от обстрела, они увлекли их  вглубь обороны. Вскоре все было кончено. Девять танков МС-1 способствовали советским войскам разбить вдвое более многочисленную группировку противника.

 

Армейская служба МС-1 началась с ноября 1927 года. Машину спроектировали на советских заводах, и лишь очертания корпуса, башни, гусениц напоминали о «рено», с копирования которого в 1920 году началось отечественное танкостроение. МС-1 был оснащен двигателем воздушного охлаждения. Это дало выигрыш в весе, а удачная компоновка агрегатов позволила еще больше облегчить машину по сравнению с «рено» (5,5 т вместо 7). Конструкторы объединили двигатель и агрегаты силовой передачи в один блок. В 1930 году танк модернизировали, улучшили ходовую часть, изменили форму башни. Повысилась мощность силовой установки — теперь она составляла 40 л. с. Всего построили 900 машин и в конце 1931 года МС-1 сняли с производства. Дальнейшего развития «генеалогическая» ветвь танков, происходящих от «рено», в нашей стране не получила. Появились лишь две опытные модификации «малого сопровождения» — Т-19 с несколько измененной ходовой частью и Т-20 с двигателем в 60 л. с.

 

 Советские танкостроители стремились решить одну, быть может, самую важную, — в каком соотношении должны находиться такие характеристики танка, как мощность оружия, скорость и толщина брони? Танки несли на себе печать поисков. В 1930 году небольшой серией выпустили Т-24 с многоярусным расположением вооружения (пулемет в корпусе, 45-мм пушка и два пулемета в башне и еще один пулемет в выступе на основной башне). Из заводских ворот вышли средний танк ТГ, танкетки Т-17 и Т-23.

 

 Стоит сказать несколько слов о средствах повышения проходимости, характерных лишь для той далекой эпохи. На поле боя всегда достаточно препятствий — естественных и искусственных. Предвидя это, Луи Рено оснастил свои машины «хвостом». Увеличилась длина танка, но  зато  видоизмененный «рено» переползал через рвы, ширина которых на метр превышала длину бесхвостых танков. «Хвост» был или съемным (крепился болтами к кормовому броневому листу), или «задирался» на крышу танка. «Хвостатыми» были американские «форды М. 1918», итальянские «фиаты 3000», японские 89Б. Последний представитель этого клана — французский танк выпуска 1935 года участвовал во второй мировой войне. Одновременно с «хвостами» появились и «паучьи ноги» — изобретение английского инженера Штрауслера. С их помощью небольшой танк «виккерс-армстронг» преодолевал ров шириной в 3,2 м. Предлагались и другие вспомогательные приспособления для поединка с рвами и эскарпами, например вращающиеся барабаны спереди и сзади танка. Подобная оснастка постепенно изжила себя, но породила новые навесные устройства — противоминные тралы, бульдозерные отвалы и т. п. Ведь именно в конце двадцатых годов танк становился грозным оружием.

 

  По мере выпуска МС конструкторы внесли в него немало усовершенствований. К примеру, в ходовой части установили более мощный двигатель; пулеметы системы Федорова заменили на ДТ («Дегтярев танковый»); в бащне появилась кормовая ниша, за счет чего улучшилось размещение боекомплекта. Т-18 недолго находился на вооружении Красной Армии, вскоре его заменили на более совершенный Т-26. Это была легкая машина, выпускавшаяся на наших заводах с 1931 по 1940 год.  В начале 30-х годов, несмотря на многочисленные экспериментальные работы, советские танкостроители не могли еще создавать полностью свои, оригинальные модели. Брали за основу то лучшее, что делалось за границей, придерживаться одной из двух танковых концепций, царивших на Западе. Французы конструировали малые тихоходные танки сопровождения и тяжелые, сильно бронированные машины прорыва, а англичане — скоростные, легковооруженные танки со слабой броней. Более передовым в техническом отношении было английское направление. Повышение скорости — задача сложнее, чем, скажем, усиление брони, и требует мощного, легкого двигателя и надежной, устойчивой ходовой части. Купили несколько иностранных образцов, в том числе английский «виккерс» образца 1930 года, кстати, не принятый на вооружение в самой Англии. «Виккерс» и стал прототипом Т-26, который поступил в части РККА в 1931 году.

 

В ноябре танки участвовали в параде на Красной площади. Первый вариант Т-26, созданный конструкторским бюро под руководством, инженера Зигеля, почти ничем не отличался от английского, если не считать несколько измененной формы передней части корпуса и очертаний двух независимо вращающихся пулеметных башен. Такое размещение вооружения, по мысли английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы и позволяло вести огонь одновременно с правого и левого борта. Позже советские специалисты сочли пулеметы недостаточно мощным оружием, и на одной из башен появилась 37-миллиметровая пушка. Выяснилось также, что «бронеколпаки» мешают друг другу — сосредоточить огонь на одном борту невозможно. Классическая схема — одна башня с пушкой — одержала победу. К ней и вернулись при работе над модификацией Т-26 1933 года. Танкисты, наконец получили радиостанцию, созданную коллективом под руководством Д. Ф. Масанова. Она работала в диапазоне коротких волн и обеспечивала связь на расстоянии 15 км. Позже в танках устанавливали внутрипереговорное устройство.

 

«Двадцать шестой» хорошо проявил себя в испанской войне. Правда, выяснилось, что слабовата броня. Усилить ее без каких-либо переделок, только за счет толщины, не позволяло шасси: ходовую часть рассчитывали на вес в 6 т и не модернизировали. Но можно противостоять удару не только мощью бронелиста. Ведь снаряд, встречаясь с преградой, подчиняется элементарным законам физики — рикошетирует от наклонной поверхности. Этим свойством воспользовались инженеры, и на танках выпуска 1937 года башни приобрели коническую форму. Позднее наклонные листы появились и на подбашенной коробке. Впрочем, решено было не отказываться и от старого способа — сделать лист толще. Но чтобы не перебрать в весе, машину укоротили. Удалось даже выкроить несколько сотен килограммов на дополнительный боезапас и "топливо.

 

Т-26 — уникальная машина не только по числу модификаций, служивших в РККА. Танк сыграл роль подвижной, так сказать, лаборатории — на нем опробовали новые идеи.

 

В 1934 году из заводских ворот вышла небольшая партия Т-26 с короткоствольным орудием калибра 76,2 мм. Тогда же были созданы три образца самоходных установок: СУ-5-1 (76-мм пушка), СУ-5-2 (112-мм гаубица) и СУ-5-3 (152-мм гаубица). Скорость и бронирование остались теми же, что и прежде.

 

Вооруженцы меняли не только тип орудия, но и сам принцип поражения противника. На базе Т-26 строились огнеметные танки ОТ-26 (выпуска 1933 года, вес 9 т) и Т-130 (выпуска 1938 года, вес 11,5 т). Такое оружие очень помогло при прорыве линии Маннергейма. Выпускались танки-мостоукладчики и танки-тральщики с навесным оборудованием.

 

В 1935 году Т-26 сдавал экзамен на воде — испытывались надувные поплавки. А через год танк ходил по дну — проводились эксперименты со шноркелем — трубой, через которую «дышал» двигатель.

 

В течение почти десятилетия, вплоть до конца 30-х годов, Т-26 вместе с БТ оставался основным танком Красной Армии. Он «выжил» даже во времена увлечения колесно-гусеничными машинами. Именно на Т-26 опробованы многие конструктивные решения, получившие самостоятельную жизнь и ставшие теперь классическими в танкостроении.

 

 

Тогда же, на переломе двадцатых-тридцатых годов, английская фирма Виккерс-Армстронг билась над созданием среднего танка Мк-III (иначе его называли «Виккерс шестнадцатитонный»). Он должен был отвечать весьма жестким требованиям, выдвинутым военным министерством, которое в то время претерпевало финансовые затруднения, а потому было согласно лишь на недорогую машину. Зная об этом, фирма на всякий случай параллельно заказанному Мк-III создала в 1929 году и другой танк — легкий и более дешевый. Машину назвали «Виккерс шеститонный». Фирма не ошиблась: ее детище оказало на развитие танков 30-х годов гораздо большее влияние, чем «Рено». Машина выпускалась в двух вариантах: А — пулеметном (вооружение размещалось в двух башнях) и В — пушечном (с 47-мм орудием в башне). Здесь мы становимся свидетелями того, как в строительстве этих модификаций нашла реальное (хотя и запоздалое) воплощение идея, появившаяся еще в первую мировую войну, — пулеметные танки действуют против пехоты, а пушечные их поддерживают.

 

Машина варианта В имела более толстую (17 вместо 13 мм) броню и большую массу (7,4 вместо 7 т), чем машина варианта А. Она ни в чем, кроме скорости, не уступала средним английским танкам Мк-II и Мк-III (не путать с тяжелыми танками тех же марок 1917 года), но была легче их и гораздо дешевле. «Виккерс шеститонный» отличался плавностью хода и надежностью в эксплуатации. Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала пробег до 4800 км (по тем временам случай прямо-таки беспрецедентный). Но английское командование не приняло танк на вооружение по непонятным до сих пор причинам. Критике, в частности, подверглась конструкция ходовой части. И как бывало не раз в подобных случаях, машина нашла признание не в своем отечестве. Ее закупили Боливия, Китай, Португалия, Таиланд, Финляндия и Эстония. Кроме того, производство «шеститонных» наладили в Италии (под маркой «Ансальдо восьмитонный»), Чехословакии («Шкода-2а»), в Польше (7 ТР). Вот, к примеру, как модернизировался английский образец за Бугом.

 

 В августе 1931 года польское правительство закупило 38 машин «Виккерс шеститонный», а спустя два года конструкторы этой страны изготовили своего первенца. От английского прототипа его отличали дизельный двигатель водяного охлаждения «Заурер», установка которого привела к изменению корпуса над моторным отделением. Серийная постройка 7 ТР началась в 1935 году и длилась вплоть до начала второй мировой войны. Однако выпущено их было сравнительно немного — 135 штук как в пулеметном двухбашенном варианте, так и (с 1937 г.) в пушечном однобашенном. Пушка у этих танков была шведского образца, изготовлялась в Польше по лицензии фирмы «Бофорс». Между прочим, на 7 ТР впервые установили танковые перископы конструкции капитана Гундляха (впоследствии такие приборы под маркой Мк-IV использовались в английских, американских и других танках). 7 ТР по вооружению и бронированию превосходили немецкие Т-I и Т-II, которые состояли на вооружении гитлеровской армии в 1939 году, но уступали последним в скорости. Они не раз вступали в бой с превосходящими силами противника и наносили ему существенный урон.

 

А французские специалисты продолжали работать над усовершенствованием серии «Рено». Испытанный в 1928 году танк NС-3 спустя два года под обозначением D-1 был принят на вооружение. До 1935 года промышленность страны поставила армии 160 таких машин. От своих предшественников они отличались усиленным вооружением и бронированием, а значит, и большей массой. Ходовая часть была прикрыта броневым фальшбортом. В то время D-1 считался средним танком и имел массу 12 т (в поздних выпусках14 т), толщину брони — 14—25 мм, скорость — 18—20 км/ч. Вооружен он был 37-мм или 47-мм орудием и двумя 7,5-мм пулеметами. Экипаж — 3 человека. В 1936 году с конвейера сошел первый образец модифицированной машины, получивший обозначение 0-2. До 1938 года их выпустили 100 штук.  По массе этот танк уже заслуженно мог считаться средним.


ЛЕГКИЕ ТАНКИ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ

 

По Версальскому мирному договору 1919 года Германии запрещалось оснащать свои вооруженные силы танками и вообще вести какие-либо работы в области военной техники. Однако в конце двадцатых годов фирмы «Крупп», «Рейнметалл» и «Даймлер-Бенц» втайне создали на своих предприятиях несколько легких и средних танков.

 

Когда к власти пришел Гитлер, он открыто перестал соблюдать условия договора. Германская армия спешно модернизировалась. Причем особое место в ней отводилось бронетанковым частям. В связи с этим Правительство «третьего рейха» поручило нескольким фирмам разработать проект легкого танка. Лучшей оказалась крупповская машина. С июля 1934 года она под маркой Т-1А пошла в серийное производство. За два года было выпущено 818 танков. Подвеска их ходовой части делалась смешанной: применялся передний каток со спиральной пружиной в качестве упругого элемента, остальные же, сблокированные попарно, снабжались листовыми рессорами. Задний каток, выполняя роль ленивца, лежал на земле.

 

Отличительная особенность Т-1А — внешняя балка жесткости, соединявшая обе тележки катков. При массе 5,4 т машина развивала скорость 37 км/ч.

В 1935 году начался выпуск более современной модели Т-1В. Скорость ее благодаря более мощному шестицилиндровому двигателю несколько возросла. Конструкторы добавили в ходовую часть еще по одному катку, а ленивец подняли над землей.

 

Танки Т-1 воевали против испанских республиканских войск, применялись они и в начале второй мировой войны. Однако, как только Т-1 появились на полях сражений, сразу же стало ясно, что их вооружение и броня совсем никуда не годились. Поэтому, несмотря на то, что к 1 июля 1941 года таких машин в гитлеровской армии насчитывалось более 800, в активных боевых действиях они уже не использовались.

 

В 1939 году на базе танка Т-1 В немцы построили 170 самоходных установок, вооруженных трофейными чешскими 47-мм противотанковыми пушками. Их снаряды с дистанции 500 м пробивали броню до 70 Мм толщиной.

 

В июле 1934 года фирма МАN получила заказ на разработку легкого танка, оснащенного 20-мм пушкой. В следующем году несколько опытных экземпляров, названных Т-II, прошли испытания. На серийных машинах устанавливался более мощный двигатель, была улучшена и ходовая часть. В таком виде танк приняли на вооружение вермахта. До декабря 1942 года на заводах фирмы выпустили около 1800 этих машин в шести модификациях — от А до Р, причем ходовая часть Т-IID и Т-IIЕ напоминала разработанную в свое время Уолтером Кристи: четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов с индивидуальной подвеской на спиральных пружинах. Скорость машин возросла до 55 км/ч.

 

В начале второй мировой войны легкие машины, разработанные инженерами фирмы МАN, были самыми распространенными в армии гитлеровцев. Но, несмотря на простоту управления, надежность и маневренность, Т-II уступали танкам других стран в вооружении и бронировании: они оказались слабее польских 7ТР, терпели поражение в боях с танками англичан и французов. Окончательный удар нанесла им советская техника в первые месяцы Великой Отечественной войны.

 

Легкие танки выпускались и в соседней Чехословакии, которая в то время по уровню промышленного развития обогнала многие страны Европы. В 1935 году фирма «Шкода» разработала легкий танк S-IIa, или LТ-35. Он применялся для сопровождения пехоты. Это была надежная и легкоуправляемая машина. В ее конструкции нашли отражение многие достижения техники того времени: благодаря сервоприводам, работавшим на сжатом воздухе, облегчалось управление трансмиссией и тормозами. Устанавливалась 12-ско-ростная планетарная коробка передач. Запуск мотора также осуществлялся сжатым воздухом. Масса танка распределялась равномерно по всем каткам, поэтому пробег гусениц увеличился до 3 тыс. км. (Тогда как у аналогичных машин эта цифра не превышала и 2 тыс. км.) Однако LТ-35не был лишен и недостатков: броневые листы крепились по старому, на заклепках, удельная мощность двигателя оказалась слишком малой. К тому же танк был слабо вооружен и бронирован.

 

За три года «Шкода» поставила армии 424 машины.

 

А теперь перенесемся за многие тысячи километров от Европы и посмотрим, как развивалось танкостроение в Японии. Там в 1935 году конструкторы создали новый легкий танк «2595», или «Ха-го», с усиленным вооружением и бронированием. Он продолжил линию малых танков. Серийное производство «Ха-го» началось четыре года спустя. В кормовой части машины справа устанавливался дизель-мотор, а слева — топливный бак. Внутренние стенки достаточно просторного боевого отделения для уменьшения пожаро-опасности (и увеличения теплоизоляции от наружной жары в условиях тропиков) покрывали асбестом. Оборудование танка было довольно примитивным: смотровые приборы, радиосвязь и внутрипереговорное устройство отсутствовали. А плохая видимость из машины и неудачное расположение вооружения (ограниченный угол наводки и значительное «мертвое пространство») делали ее весьма уязвимой в ближнем бою. Тем более, что слабая броня не защищала экипаж от огня противотанкового оружия даже с большого расстояния. Но именно простота «Ха-го» прежде всего и полюбилась танкистам. Поэтому таких машин было выпущено довольно много.

 В ПЛЕНУ ТРАДИЦИЙ

 

 

  Последние мирные годы в Европе. В Испании уже идет гражданская война, и на полях сражений малокалиберные противотанковые пушки эффективно выводят из строя атакующие пехоту легкие танки. Казалось бы, это обстоятельство должно было насторожить военных специалистов. Однако и перед началом второй мировой войны мало что изменилось: такие машины все еще преобладали в армиях многих стран. Конструкторы упорно разрабатывали все новые их образцы, а теоретики и практики боя отводили им в ближайшем будущем роль основного танка. Вот как развивалось в эти годы танкостроение в некоторых европейских странах.

 

В 1935 году фирма «Рено» выпустила легкий танк сопровождения пехоты R-35. На нем устанавливались цельнолитые башни и скрепленные болтами детали корпуса. Эта техническая новинка ускоряла производство машин, позволяя дифференцировать толщину и наклон брони при наиболее компактной форме корпуса. В качестве упругих элементов подвески применялись спиральные пружины, заключенные в резиновые амортизаторы. R-35 выпускался вплоть до 1940 года. Всего же за пять лет построено более 1500 танков, причем в последней серии танки выпускались, оснащенные пушками с улучшенными баллистическими данными и удлиненным стволом.

 

Конкурент «Рено» фирма «Гочкис» в 1935 году запустила в производство свой собственный танк Н-35, весьма похожий на R-35 (построено 1200 штук). Однако машина имела иной двигатель и лишний каток в ходовой части. Желая облегчить полевой ремонт, разработчики Н-35 сделали литые броневые детали корпуса разъемными. Через четыре года танк усовершенствовали, оснастив его 120-сильным мотором и 47-мм пушкой, и назвали Н-39/40. Он развивал скорость до 35 км/ч и имел 150-километровый запас хода. По боевым качествам машина Гочкиса несколько превосходила ту, что строили на заводах «Рено». Однако и у Н-35 и у R-35 недостатки были одинаковые: теснота внутреннего помещения, малая скорость и немногочисленный экипаж.

 

Примерно в те же годы другая французская фирма, FСМ, блеснула оригинальностью, создав модель FСМ-36. Это был первый легкий танк со сварным корпусом и башней. Вот некоторые его технические данные: боевая масса — 12,8 т; экипаж — 2 чел.; вооружение — одна 37-мм пушка, один пулемет; толщина брони — 20—40 мм; двигатель — дизель; скорость — 23 км/ч. Важно отметить, что в конструкции башни и корпуса FСМ-36 не было ни одной вертикальной детали. И конечно же, не случайно проектировщики выбрали рациональные углы наклона броневых листов, увеличив тем самым снарядостойкость корпуса. И все-таки из-за высокой стоимости заводы выпустили всего 100 таких танков.

 

  В 30-е годы и чехословацкие специалисты создали 10 образцов легких танков. Наиболее известна серия ТNН, которую выпускала фирма ЧКД (иногда эту модель называют «Прага»). Еще в 1934 году эта фирма наладила производство АН-IV, специально предназначенных для иранский армии. Ходовая часть машины напоминала систему, предложенную У. Кристи: опорные катки большого диаметра, сблокированные попарно на листовых рессорах. Фирма разработала несколько модификаций такого танка, которые поступали в основном за границу: в Афганистан, Литву, Перу, Швейцарию, Швецию и Югославию. Одним образцом — ТNНР — заинтересовалось и военное министерство самой Чехословакии. В 1938 году этот танк под маркой LТ-38 был принят на вооружение армии.

 

После аннексии Чехословакии производство ТNНР продолжалось, правда, уже под другим, «онемеченным», обозначением — РzКрfw или 38 (t). До 1942 года вермахту было поставлено 1411 танков. За счет рациональной компоновки в машине свободно помещалось 4 человека. Она имела планетарные коробку передач и механизмы поворота. Поскольку масса равномерно распределялась на все катки, 38(t) отличался маневренностью и свободно управлялся.

 

Гитлеровцы активно использовали ТNНР при вторжении в Польшу и во Францию. К 1 июля 1941 года в их армии насчитывалось 763 таких танка.

 

В 1938 году решила закупить лицензии на производство танков и Венгрия. Она обратилась к Швеции с просьбой продать патент на выпуск легкого танка «Ландсверк-60», который считался одним из лучших. Созданная в 1934 году машина массой 7 т была рассчитана на 3 человека и развивала скорость до 50 км/ч. Она была оборудована новейшими приборами для наблюдения за противником и управления огнем, имела индивидуальную подвеску катков. Броневые листы крепились под большими углами наклона.

 

И вот на основе «Ландсверка» в 1940 году Венгрия приступила к выпуску собственной машины «Толди». Конечно, не обошлось без некоторых изменений: вооружение поставили свое, а двигатели и оптические приборы закупили у немцев. За три года с конвейера сошло 190 танков «Толди». Однако из-за слабого вооружения и бронирования они использовались лишь как разведчики.

 

Несколько позднее, чем в других слранах, началось производство легкого танка и в Италии. Первые экземпляры появились в 1940 году. Сами итальянцы называли его «средний М13/40». Но название не отражало сути: по своим техническим данным машина не вышла из класса легких. На ней устанавливался дизель-мотор, а броневые листы крепились болтами к каркасу из уголков. Эти танки и стали основными в армии дуче. К 1943 году их выпустили 1772 штуки, включая модификации М14/41 и М15/42. Они воевали в Северной Африке, на советском фронте, да и в самой Италии (уже как трофейные в немецких войсках). Воевали и всюду несли тяжелые потери. Ибо уже в те годы устарели, по своим основным боевым характеристикам уступали танкам Советского Союза и его союзников.

 

Первые же сражения второй мировой войны, по сути дела, поставили точку на столь продолжительной карьере легкого танка. Пришло время заменить его средним.

 ПОСЛЕДНИЕ ПЕХОТНЫЕ ТАНКИ

 

 

Во второй половине тридцатых годов в английском танкостроении усилилась тенденция разделять основные танки на пехотные и крейсерские. Крейсерские, главные достоинства которых подвижность и скорость, предназначались для самостоятельных механизированных войсковых соединений, а «спутники пехоты» нуждались в надежной броне. Эти танки, двигаясь вместе с солдатами, не отличались и высокой скоростью, да она была и не нужна им.

 

Одна из таких машин — А11, созданная в 1936 году конструктором Дж. Карденом на заводе фирмы «Виккерс-Армстронг», весила 11 т. Она, одетая в 60-мм броню, вооружалась одним лишь пулеметом и развивала скорость до 13 км/ч. Управлял танком экипаж из двух человек. Позднее проектировщики пытались усилить вооружение и увеличить скорость А11, но их попытки не увенчались успехом. Поэтому англичане решили создать новый пехотный танк на базе опытного среднего А7. А пока суд да дело, АН поставили на конвейер под маркой Мк1 («Матильда-1»). Всего выпущено 140 штук Мк1, причем построенные машины были потеряны во время боев в

Бельгии и во Франции в мае 1940 года.

 

Прототип нового танка (пехотный танк Мк11 «Матильда-II») появился позднее, в апреле 1938 года. Но перед началом второй мировой войны были готовы только два экземпляра. Их создатели впервые в английском танкостроении отказались от использования каркаса корпуса. Мк1 и МкII оснащались парой шестицилиндровых дизелей А. Е. С., а на Мк11А  устанавливался «Лейланд». В машинах применялась планетарная коробка передач с пневматическим сервоприводом, облегчавшим управление танком. Броневые детали корпуса, соединенные болтами, служили конструктивными элементами. За время выпуска (до августа 1943 года) построено 2987 штук «Матильды-II». В тот же период МкII А поставлялась по ленд-лизу в нашу страну. Благодаря толстой броне машина оказалась практически неуязвимой для танковых и противотанковых пушек противника но, слабо вооруженная и тихоходная, отличалась к тому же и неважной проходимостью. Несколько позднее с вооружением стало лучше: на модификациях третьей и четвертой установили 75-мм орудие.

 

В 1938 году «Виккерс-Армстронг» получила заказ на разработку еще одного пехотного танка, более легкого, чем «Матильда». В будущей машине решили использовать основные агрегаты и узлы опытных танков А9, А10 и А11. И вот в июле 1940 года началось производство нового МкШ — «Валентайн». За шесть лет заводы Великобритании и Канады построили 8275 машин, которые стали самыми массовыми английскими танками. «Валентайн» выпускался в 11 модификациях, отличавшихся друг от друга типами и марками двигателей (на первой ставили карбюраторный, на последующих — дизельный) и вооружением (первая-седьмая оснащались 40-мм пушками, восьмая-десятая — 57-мм, а одиннадцатая — 75-мм орудием). Однако разница в весе между первыми и последними машинами составляла всего 1 т.

Танк был технически надежен и прост в обслуживании, поэтому его, видимо, и любили английские танкисты. Но чтобы управлять «Валентайном», требовалась немалая сила. Во время второй мировой войны эта машина применялась практически на всех фронтах, но в конце ее МкШ не мог уже бороться с танками противника. Тогда машину стали использовать во второстепенных сражениях или в качестве разведчика. «Валентайны» всех модификаций, кроме первой, поставлялись и в нашу страну.

 

Семью английских пехотных танков дополнял тяжелый МкIV «Черчилль», заказанный армией еще в 1939 году. Премьер-министр как-то сказал о нем: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чём у меня самого». Действительно, громоздкая, с мощной броней машина старомодной формы — гусеницы охватывали прямоугольный корпус, детали которого крепились болтами на каркасе из уголков, — имела ряд недоработок в трансмиссии, ходовой части и системе управления. С июня 1941-го по 1945 год заводы Великобритании поставили войскам 5640 «Черчиллей». По ходу строительства машин в конструкцию их вносились многочисленные изменения, но, тем не менее, например, в 1942 году выпущенные ранее 1200 танков пришлось переделать заново. МкIV выходил в 11 модификациях, масса которых выросла с 38,5 до 40 т, а скорость упала с 25 до 20 км/ч. Что касается вооружения, то на машинах первой и второй модификаций устанавливали орудие буквально смехотворного калибра — 40-мм. И это на тяжелом-то танке!

 

С осени 1941 года «Черчилли» оснастили 57-мм пушкой, а на 120 машинах четвертой модификации появилась башня от американского танка «Шерман» с 75-мм пушкой На пятой и восьмой уже было 95-мм орудие, на шестой и седьмой — новая английская 76-мм пушка, а последние машины (IX—XI), по существу, танки первых выпусков, вооруженные по типу четвертой и седьмой модификаций МкIV, «Черчилли» I, II и III шли и на вооружение Красной Армий, но у советских танкистов они не пользовались успехом.

 

В нашей стране в 1940 году разрабатывался танк Т-50, призванный заменить «спутника пехоты» Т-26. Конструктор Л. С. Троянов, проектируя его, учел уроки боев в Испании. В конце последнего предвоенного года прототипы Т-50 прошли испытания, а в апреле следующего машину приняли на вооружение. Надо отметить, что, обладая сравнительно малой массой, танк имел солидное бронирование с рациональными углами наклона листов корпуса. Башня, где размещались три члена экипажа, снабжалась командирской башенкой и шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Подвеска Т-50 индивидуальная, торсионная, катки с внутренней резиновой амортизацией. На танке устанавливался шестицилиндровый дизельный двигатель. Машина оснащалась радиостанцией. Т-50 как представитель класса легких танков был  хорошо вооружен и имел высокие ходовые качества. Но он оказался сложным в изготовлении, и поэтому к началу 1942 года заводы страны выпустили лишь 65 машин. Основным танком в Красной Армии окончательно стал знаменитый Т-34.

 

В заключение расскажем еще об одном «спутнике пехоты». В 1939 году немецкое командование предложило (не меняя вооружения) усилить бронирование Т-1 с тем, чтобы танки эти могли противостоять снарядам любых противотанковых орудий. Но в 1942 году построили лишь 30 машин, обозначив их Т-1F или VК1801. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску катков, расположенных в шахматном порядке, и оснащался радиостанцией. VК1801 использовались в боях только против партизан на территории нашей страны, в Югославии и Италии.

 

Боевой опыт выявил недостатки концепции пехотных и крейсерских танков. На первое место вышел основной средний танк. Он отлично сочетал в себе подвижность, бронеза-щиту и был хорошо вооружен.

 

 

 

 

 


rotmistr Все права защищены.
Публицистика | Военная форма | военные мемуары | Люди, События, Факты | Тактика и стратегия | Форум  | Гостевая книга | Карта моего сайта
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS